Была в Гатчине учительская семинария…

В Гатчине 15 октября 1871 года случилось событие, о котором в губернской прессе было написано всего пять строк. В довольно скромной обстановке, без участия официальных лиц, в городе открылась учительская семинария. Спустя 135 лет это старейшее учебное заведение Ленинградской области заслуженно считается настоящей кузницей кадров педагогического образования в нашем регионе.

Рубрики:  Образование

В колледже, носящем имя К.Д. Ушинского, работают профессионалы своего дела, создан замечательный музей истории учебного заведения. И до сих пор краеведам удается разыскать малоизвестные факты о его деятельности. Сегодня о них рассказывает Андрей Бурлаков:

— Гатчинская учительская семинария была учреждена среди других пяти подобных учебных заведений в России, открытых решением Государственного Совета по представлению министра народного просвещения графа Дмитрия Андреевича Толстого. Спустя некоторое время, 24 мая 1871 года, решение Государственного Совета было утверждено императором Александром II. В документе сообщается: «Государь император Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить».

Семинария разместилась в частном, наемном доме, расположенном на проспекте императора Павла I (ныне – проспект 25 Октября). Здание считалось неудобным и тесным, поэтому в 1893 году для учебного заведения был арендован дом с флигелями и хозяйственными постройками, принадлежащий мичману А.С. Попову (проспект императора Павла I, дом №40).

Курс обучения будущих педагогов начальных школ и народных училищ составлял три года. После вступительных экзаменов были приняты первые 75 юношей. Для осуществления практических занятий при учебном заведении существовало начальное училище. Первым директором семинарии был назначен действительный статский советник Алексей Иванович Садоков, ранее служивший директором народных училищ Виленского учебного округа. В Гатчине он проживал на улице Мариинской (ныне – Киргетова), дом №17. По сведениям из губернских отчетов по народному просвещению за 1872/73 учебный год, здесь обучалось 97 юношей и работало всего восемь преподавателей.

Посетивший в 1876 году семинарию попечитель Санкт-Петербургского учебного округа тайный советник Павел Иванович Ливен оставил положительный отзыв о деятельности этого заведения: «Все, что я видел при моем посещении Гатчинской учительской семинарии, приводит меня к выводу, что заведение это, скромное по внешности, носящее почти семейный характер, вполне установилось и богато главными задачами для нашего народного образования. Семинаристы имеют весьма скромный и приличный вид, производят впечатление образованных юношей…»

Наиболее подробное описание семинарии содержится в известной в краеведческих кругах рукописной монографии «Очерки Гатчины», написанной Александром Ермиловичем Ермиловым в 1900 – 1991 годах. Она хранится в рукописном отделе Российской национальной библиотеки:

«Учительская семинария в Гатчине, на Большом проспекте, вблизи Ингербургских ворот, помещается в наемном доме с 2-мя такими же флигелями, в доме наследников Попова №40 с арендной платой по две тысячи в год. Семинария открыта в 1871 г. и содержится на счет сумм Министерства народного просвещения, отпускаемых по 16 тысяч 100 руб. ежегодно. Из 25-летней статистики, т.е. с 1871 по 1896 г., видно, что сюда приглашаются мальчики не моложе 16 лет со знанием курса 2-классных сельских училищ. В течение 25 лет поступило 598 человек, кончили курс 440, выбыло 104, умерло 12… К концу учебного 1898 г. состояло 71… Сюда принимаются молодые люди православного вероисповедания; с 1892 г. есть эсты, латыши лютеранского вероисповедания для приготовления учителей прибалтийского края, принято 8 человек. В семинарию принимаются лица непривилегированного сословия, преимущественно крестьян 53%, с преобладанием новгородцев 50%.

Учебные предметы: Закон Божий, русский язык, история, арифметика, геометрия, черчение, естествознание, физика, география, славянский язык, педагогика, анатомия, пение и гимнастика.

При семинарии существует образцовое начальное, одноклассное училище. Обучение как в семинарии, так и в училище бесплатное, всем ученикам выдаются учебные пособия. Из числа учащихся в семинарии 40 человек пользуются казенной стипендией в размере 120 руб. в год…

С открытия 15 октября 1871 г. семинарии до 31 июля 1893 года директором был действительный статский советник Алексей Иванович Садоков, а с 31 июля 1893 года д. ст. сов. Василий Алексеевич Воскресенский, который скоропостижно умер в 8 ч. утра 30 октября 1898 года. Вместо него действительный статский советник Н.Т. Исаев поступил директором в семинарию».

В декабре 1899 года директором семинарии был назначен действительный статский советник Василий Иванович Соллертинский, служивший на педагогическом поприще с 1878 года. Известно, что он был кандидатом физикоматематических наук, имел два ордена: святой Анны 2-й степени и святого Станислава 2-й степени. В семинарии преподавал педагогику. В Гатчине он работал до 1906 года.

Время сохранило до наших дней имена преподавателей этого учебного заведения, трудившихся здесь на рубеже ХIХ-ХХ столетий. Среди них – преподаватель русского языка и литературы, надворный советник Александр Семенович Сиротин, математики – Александр Васильевич Соболев, естествознания и географии – Федор Назарьевич Красиков, рисования и черчения – Порфирий Васильевич Анушкин (выпускник Академии художеств), пения – Петр Васильевич Михайлов, музыки – Ганс Карлович Леллеп, гимнастики – коллежский асессор Андрей Петрович Горохов и другие. В разные периоды в должности «законоучитель» состояли: священнослужители Петр Матвеевич Троицкий (1877-1884 гг.), Николай Кедринский, Михаил Березин, Алексей Белавин, Оскар Пальза (пастор лютеранской кирхи) и другие. С 1899 года в семинарии работал врач – статский советник Григорий Григорьевич Надеждин. В одном из метрических документов в 1888 году упоминается «учитель начальной школы при Гатчинской учительской семинарии» Иван Гаврилович Юдин.

При учебном заведении существовала должность наставника. С 1872 по 1877 год эту должность исполнял Карл Вильгельмович Фохт, который приходился зятем первому директору семинарии. Он также заведовал библиотекой. Несколько лет наставником здесь работал статский советник Антон Федорович Макаревич, переведенный в 1898 году из Гатчинской семинарии на пост директора Новочеркасской учительской семинарии. В 1905 году он вернулся в Гатчину и восемь лет преподавал здесь русский язык и литературу.

Как уже отмечалось выше, сначала в семинарии проходили обучение только воспитанники православного вероисповедания. С 1895 года было принято решение принимать в семинарию мальчиков из Прибалтийских губерний лютеранского вероисповедания. Государственный Совет «рассмотрев представление Министра народного просвещения о кредите на преподавание лютеранского вероучения и церковной музыки воспитанникам Гатчинской учительской семинарии из лютеран, мнением положил: отпускать из средств Государственного казначейства, с 1 января 1896 года, по четыреста рублей в год на покрытие расходов по преподаванию…»

При семинарии имелось общежитие с баней и прачечной. Но мест в нем было недостаточно, поэтому некоторые ученики были вынуждены снимать комнаты в частных квартирах.

В девяностых годах позапрошлого века стипендия учащихся в среднем составляла 8-10 рублей в месяц. В редких случаях некоторые отправленные учиться мальчики являлись стипендиатами местных земств. Так, например, в 1874 году Олонецкое губернское земство направило в Гатчину четырех учеников: Александра Григорова, Александра Харитонова, Владимира Заводовского и Александра Полякова, выделив на их содержание по 140 рублей на каждого в год.

В целом, быт и условия проживания, материальное положение для большинства мальчишек не были благоприятными, о чем свидетельствует в своем отчете попечитель Санкт-Петербургского учебного округа – министру просвещения, ходатайствуя об увеличении стипендии для семинаристов: «В комнате в 2 кубические сажени живет 5-6 человек, нет солнечного света, у некоторых воспитанников нет кроватей, платье у многих совершенно обносилось. Некоторые ходят в дырявых сапогах, нет возможности починить их. Некоторые воспитанники лишены возможности иметь утром стакан чая вприкуску».

В ответ на просьбу попечителя стипендия была повышена на два рубля, что не решило многие накопившиеся проблемы. Ведь только на скудное питание уходило около пяти рублей в месяц. Немногим семинаристам финансово помогали родные.

Еще более нерадостно звучат строки бывшего воспитанника семинарии 1891 года Дмитрия Григорьева, впоследствии проживавшего в Москве:

«Два события из жизни училища того времени запомнились мне. Ученик Волков был исключен из училища за то, что на Варшавском вокзале сказал жандармам, что их служба – бесчестна. Второго ученика (к сожалению, не помню его фамилию) исключили по доносу «отца» Алексея Белавина: он

обнаружил у юноши в комнате брошюру Бебеля «Женщина и социализм». Преподавание в училище было поставлено плохо, особенно математики. Так, по геометрии мы не решили ни одной задачи. Было много начинаний, но до конца ничего не доводилось. Пробовали заниматься гимнастикой – пришлось отказаться от этого желания, хотели создать симфонический оркестр – тоже не получилось. Выписали только скрипку из Саксонии, заплатив за нее 13 рублей 65 копеек – огромные по тем временам деньги».

Но не всё уж было таким печальным в жизни семинаристов. Были и светлые, радостные дни. Например, неоднократные экскурсии воспитанников в Гатчинский дворец и Царское Село, в столичный Зоологический сад, в Пулковскую обсерваторию, на Финский залив в Стрельну. Из мероприятий следует отметить редкие, но всё же устраиваемые танцевальные вечера, на которые приглашались учащиеся женской гимназии старших классов, а также литературно-музыкальные вечера, подготовленные силами педагогов и учащихся. Так, например, в 1910 году здесь прошел вечер памяти известного композитора Милия Алексеевича Балакирева, имя которого неразрывно связано с Гатчиной. В 1914 году силами воспитанников был устроен вечер, в программе которого приняли участие 17 мальчиков. Среди номеров лучшим признали исполнение песни «Жаворонок» (музыка М.И. Глинки, слова Н.В. Кукольника), с которой выступил ученик четвертого класса Николай Дворецкий. В семинарии издавалось два рукописных журнала. К услугам воспитанников имелась хорошая библиотека. После занятий и обеда учащимся разрешались свободные прогулки по городу. Любимым местом отдыха мальчишек во все времена года являлся Приоратский парк.

Для оказания регулярной помощи семинаристам в учебном заведении было учреждено Общество вспомоществования нуждающимся воспитанникам (председатель – Е.В. Беляева). В частности, члены общества и благотворители участвовали «в погашении долгов бывших воспитанников». В 1912 году в фонд Общества были перечислены деньги от проведения благотворительного концерта (9454 рубля 62 копейки) и лотереи (600 рублей). Губернская земская управа выделила пособие в сумме 240 рублей на бесплатное питание для нуждающихся семинаристов.

В 1900 году арендуемое учебное здание семинарии было приобретено в собственность Министерства народного просвещения. Начало ХХ столетия было ознаменовано переходом на четырехгодичный курс обучения. Еще одним нововведением стало обучение воспитанников огородничеству и садоводству, в связи с чем во дворе семинарии был разбит сад и устроен огород.

Много преобразований приходится на период директорства действительного статского советника Якова Ивановича Руднева, служившего с 1908 по 1913 год. Например, в 1909 году в семинарии впервые в России были открыты курсы по обучению педагогов начальных школ изготовлению учебных наглядных пособий. Курсами заведовал Я.И. Руднев. В 1911 году семинарию инспектировал попечитель СанктПетербургского учебного округа А.И. Мусин-Пушкин и другие официальные лица.

Высочайшим указом от 15 февраля 1911 года, «в память 50-летнего освобождения крестьян от крепостной зависимости», учительской семинарии было присвоено имя императора Александра II.

«9 марта в актовом зале семинарии был отслужен молебен, после которого директором Я.И. Рудневым был прочтён указ о переименовании семинарии, – сообщала в газетном выпуске от 25 марта уездная газета «Царскосельское Дело». – После заключительной речи директора воспитанники пропели «Боже, царя храни!» и прокричали громкое ура государю Императору».

В 1913 году в связи с переводом Я.И. Руднева директором столичной Введенской гимназии на его место был назначен инспектор 3-го Реального училища в СанктПетербурге Е.П. Рощин. В том же году было принято решение о строительстве нового учебного здания, на месте пришедшего в ветхость старого. Для этих целей Министерство народного просвещения выделило 130 тысяч рублей. Здание строилось в течение года по проекту архитектора Гатчинского дворцового управления Леонида Михайловича Харламова. Официальное его открытие и освящение состоялось 8 ноября 1915 года.

За время существования семинарии из ее стен вышло немало замечательных педагогов. Большая группа бывших выпускников этого старейшего учебного заведения работала в советское время в нашем городе и районе. Деятельность семинарии в родных стенах была прекращена в 1918 году…