Как теряется историческая память
В редакцию газеты «Гатчинская правда» обратились жители села Рождествено с просьбой опубликовать открытое письмо к администрации Гатчинского района. Наших читателей беспокоит ситуация, сложившаяся вокруг старинного дома купца Репникова в селе Рождествено (сейчас здание занимает Дом культуры).
Приводим здесь текст этого письма практически полностью. «Мы, жители Рождественского сельского поселения, обращаемся к администрации Гатчинского района с просьбой разъяснить, что происходит со старинным домом купца Репникова в селе Рождествено (сейчас здание занимает Дом культуры), и вернуть дому исторический вид. Дело в том, что в ноябре-декабре 2016 года проводился «ремонт» этого здания. Вследствие проведенных работ здание утратило не только свою индивидуальность, но и эстетический вид вообще.
Здание построено в конце XIX — начале ХХ века, предположительно, по заказу гатчинского купца Репникова как торгово-административное (или торгово-жилое). В доме сохранились «родные» стены и элементы наружной (кованое ограждение балкона) и внутренней (изразцовый камин) отделки. Здание кирпичное, но из кирпича высокого качества, поэтому значительных утрат на фасаде нет. Ранее оно всегда было окрашено светлой краской, что хорошо гармонировало с кружевной темной решеткой балкона.
Дом купца Репникова расположен прямо в центре села, почти напротив церкви Рождества Пресвятой Богородицы постройки 1883 года, которая также сложена из красного кирпича (неоштукатуренного). Главный фасад дома выходит на трассу Санкт-Петербург – Псков. Вместе со зданием школы Рукавишникова, которая сохранилась частично (второй этаж был надстроен после войны, а первый этаж изначально также был сложен из неоштукатуренного кирпича), эти постройки составляют исторический центр села, своеобразный архитектурный ансамбль. Дом купца Репникова фигурирует на многих видовых фотографиях (почтовых карточках) Рождествена начала ХХ века. Именно эти здания являются для нас местными объектами исторического наследия, которые мы обязаны сохранить для потомков без изменений, искажающих их первоначальный вид.
Этому дому повезло, и он, в отличие от многих других, пережил революцию, войну и перестройку. Большая часть жителей села в прошлом постоянно посещала Дом культуры, сейчас сюда на различные занятия ходят дети. Символом бережного отношения к наследию предков казалось то, что Дом культуры был размещен именно в старинном здании. Недавно на этом здании была перекрыта крыша, что могло расцениваться как подтверждение того, что у дома есть заботящийся о нем хозяин.
К сожалению, во время последнего ремонта фасады здания обшили профнастилом. В итоге исторический облик старинного дома испорчен современным материалом, который даже не предназначен для обшивки зданий – обычно его используют для крыш и заборов. Цвет этого железа — достаточно агрессивный, неестественный вишнево-коричневый (в природе такого нет), совершенно не согласуется с внешним обликом здания. Опять же, он более уместен для крыши, а не для фасада.
В итоге, несмотря на новизну и блеск обшивки, здание стало выглядеть совершенно нелепо. Нелепо на таком современном фоне теперь смотрится и единственный оставшийся старинный элемент отделки кованое ограждение и стойки балкона.
В этой ситуации видится следующий посыл: денег на полноценный ремонт нет, поэтому хотя бы прикроем все обратимой обшивкой. Но почему, в таком случае, нельзя было просто покрасить здание, что значительно дешевле? На этот вопрос также хотелось бы получить ответ.
В данный момент работы не ведутся, однако обшиты только передний и боковые фасады здания.
Увы, этот памятник не имеет какого-либо статуса, защищающего его, иначе он был бы огражден от таких видоизменений. Нельзя не вспомнить, что один памятник конца XIX века мы уже потеряли – это так называемая «розовая дача», в которой ранее проживал владелец лесопильного завода Менке (память о нем сохранилась в топонимике: улица, на которой стоял этот дом, называется Заводской). Этот красивый дом, богато украшенный изящной резьбой (до 1972 года в нем размещалась начальная школа), погиб на наших глазах…
Также вид нашего села очень портят сгоревшие уже несколько лет назад дома, стоящие на виду у всех проезжающих по трассе Петербург – Псков без всяких «подвижек» – нет ни сноса сгоревших остатков, ни новой застройки. Впечатление такое, что это теперь навсегда… Не хотелось бы, чтобы наше красивейшее село постепенно деградировало.
Просим администрацию Гатчинского района провести выездное заседание общественного худсовета в селе Рождествено, чтобы обсудить сложившуюся у нас ситуацию».
Под письмом стоит 41 подпись.
Чтобы прояснить сложившуюся ситуацию, мы обратились к главе администрации Рождественского поселения Сергею Букашкину.
Как говорит Сергей Александрович, здание, в котором в настоящее время размещается Дом культуры в Рождествено, не имеет исторической ценности. Решение отремонтировать этот дом было принято в 2013 году. По словам Сергея Букашкина, бывший дом купца Репникова решили не красить, поскольку не видели в этом смысла (краска быстро облезает). Первоначально планировалось обшить здание сайдингом, но сейчас это запрещено противопожарной службой. В итоге, получив разрешение всех соответствующих инстанций, Дом культуры обшили металлическим профнастилом. По итогам ремонта здание было проверено Службой координации и развития коммунального хозяйства и строительства Гатчинского района…
Казалось бы, формально не к чему придраться – дом нуждался в технической «поддержке», и она была оказана — в рамках выделенных средств.
С другой стороны, недоумение жителей Рождествено вполне естественно – даже если эти финансовые возможности были невелики, наверное, можно было бы вынести вопрос их оптимального использования на общественное обсуждение. И пусть речь не идет о статусном объекте – для жителей Рождествено нынешний Дом культуры явно имеет свою особую ценность и требует более внимательного отношения.
Конечно, за бывший дом купца Репникова пытались бороться – собирали общественный совет, писали письма и жалобы. Вступился за старинное здание и почетный гражданин Гатчинского района, строитель и архитектор Александр Семочкин, подняв этот вопрос перед гатчинскими чиновниками. Ответная реакция была однозначна: дело сделано, и отменять никто ничего не будет…
В голосе Александра Семочкина, к которому мы обратились с просьбой прокомментировать ситуацию, звучит глубокая усталость.
— Этот дом всегда был частью исторического центра, – говорит он. – К нему привыкли. В нем занималось и выросло несколько поколений. К сожалению, нас поставили перед фактом уже свершившимся. С такой легкостью это сделать… Но – дело сделано, что тут изменишь? Надеюсь, что система вентиляции в доме достаточно продумана, тогда – ничего… Вопрос в другом: как мы обращаемся со своими памятниками? Получается, что если формально дом не является историческим памятником, с ним можно делать все, что угодно? Но ведь кроме бумажных законов существуют еще и нормы человеческие, этика. Нельзя так просто обходить их. К ним нужно прислушиваться в первую очередь…
Трудно спорить с тем, что все в этой жизни взаимосвязано – люди, дома, улицы, на которых мы живем, времена, которые мы не выбираем, наша общая память, наше прошлое, настоящее и будущее. Выбросить хотя бы одно звено из этой смысловой «цепочки» – и история начнет рассыпаться на глазах, как «рассыпалась» вышеупомянутая «розовая дача» и многие ей подобные…