Иван Хеорхе: «Люблю свою работу и с улыбкой смотрю на жизнь»

В муниципальном и окружном этапах конкурса «Учитель года 2017» победителем стал учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии им. К.Д.Ушинского Иван Иванович Хеорхе.

Молодой педагог – по-настоящему молод, в прошлом году ему исполнилось 30 лет. При этом список его достижений уже внушителен. Иван Иванович принимает активное участие в организации муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию и праву, является членом жюри конкурса школьных исследовательских работ по истории и краеведению «Родная земля глазами молодых». С 2015 года – сопредседатель Совета молодых учителей Ленинградской области…

В личной беседе после уроков в школьном кабинете, пока двое учащихся переписывали контрольные по истории, Иван Иванович рассказал о своей жизни, поделился секретами общения с детьми и высказал свое личное отношение к популярным сегодня историческим фильмам.

- Иван Иванович, поздравляю вас с победой в двух этапах конкурса «Учитель года 2017». Расскажите, почему решили принять в нем участие?

— Мне предлагали принять участие в конкурсе еще несколько лет назад, но внутренней готовности я не чувствовал. В текущем учебном году все-таки почувствовал в себе силы и возможности и сам предложил директору гимназии Александру Сергееву выдвинуть мою кандидатуру от учебного заведения.

- Насколько серьезная была подготовка к конкурсу?

— Действительно, она отняла много времени и сил. Муниципальный конкурс состоял из нескольких этапов. Это открытый урок, мастер-класс, участие в методическом семинаре и публичной дискуссии, а также необходимо было создать личный интернет-сайт в качестве информационной площадки.

- Результат муниципального этапа конкурса был для вас закономерным?

— Он не был таковым. В процессе конкурса достаточно сложно оценить свои результаты. У меня были сильные соперники. Тем не менее, верил в себя и стремился к победе.

- Почему после школы вы приняли решение поступать в педагогический вуз?

— Я ориентировался не на педагогику, а на историю с возможностью изучения иностранного языка. Уже в процессе педагогической практики решил связать свою жизнь с этим направлением.

- Вы согласны с тем, что профессия учителя в нашей стране стала практически полностью женской?

— Нет, не согласен. Так, в гимназии им. К.Д. Ушинского учителя математики, географии, химии, физики, физкультуры, истории и технологии – мужчины. В муниципальном этапе конкурса из девяти участников трое также были представителями сильной половины человечества. Эту профессию выбирают не по гендерному признаку, а по призванию.

- В вашей семье были педагоги или историки?

— Нет, отец был моряком, работал штурманом. Впоследствии переквалифицировался на юриста. Сегодня занимается адвокатской практикой. В основном, это морское и гражданское право. Мама по образованию медсестра, занималась бизнесом. К сожалению, ее уже нет с нами.

- Каким было ваше детство?

— Родился 28 августа 1986 года в Мурманске, откуда в возрасте восьми лет переехал в Подпорожье Ленинградской области. Как и все подростки был шебутным, любил погулять, но при этом в школе нормально успевал, был хорошистом. Так сказать, совмещал приятное с интересным.

Окончил школу № 8. Любимыми предметами в школе были история, литература и английский язык. Тогда же стал увлекаться испанским языком. В 11 классе впервые принял участие в конкурсе «Учитель года» в составе группы поддержки учительницы английского языка Натальи Аркадьевны Мещеряковой, которая тогда заняла второе место на зональном этапе по Ленинградской области.

В 2004 году поступил в ЛГУ имени А.С. Пушкина на факультет истории. Участвовал в команде КВН в составе команды факультета истории «Те, кто налево».

- И все-таки, почему вы выбрали историю? История – это очень гибкая материя, которая меняется, в том числе, в зависимости от точки зрения педагога.

— Уже ни для кого не секрет, что в эпоху советской власти на протяжении 70 лет исторические факты излагались под определенным углом зрения. История как школьный предмет была идеологизирована.

Сегодня, когда у нас свобода мысли, слова и информации, история подается более реалистично с использованием разных точек зрения. Так, в нашей стране разработан историко-культурный стандарт для преподавания школьного курса истории, в создании которого принимали участие педагоги, научные сотрудники, историки. Документ содержит, в том числе, перечень вопросов (их более 20), которые считаются «сложными». Это те, которые имеют неоднозначную трактовку: белые и красные, революция, гражданская война. Но существуют определенные темы, которые все-таки должны рассматриваться под определенным, строгим углом зрения. Это темы, связанные с ключевыми событиями в нашей стране – такими, как Великая Отечественная война и другие.

- Каково ваше мнение как историка относительно фильмов, которые сегодня претендуют на некую историческую ценность. Это «Цитадель», «Батальон», «Викинг»…

— У меня очень четкая позиция по этому поводу: нельзя оценивать художественные фильмы с точки зрения их исторической подлинности. Для этого есть документалистика. Любой художественный фильм – это не только историческая канва, которая выступает фоном, а в первую очередь режиссерское видение того или иного события.

Если говорить о кинематографическом творчестве Никиты Михалкова, посвященного Великой Отечественной войне, то я негативно отношусь к тому, когда героями истории делают бывших заключенных или людей, нарушивших присягу. Героизации подлежат герои.

Фильм «Батальон» историзмом не блещет, но мне понравился.

Фильм «Викинг» снят точно по исторической летописи. С художественной точки зрения мне он также понравился, но как историк заметил такие «ляпы», когда воины ходят в кольчугах, хотя их надевали только на бой, потому что они были очень тяжелыми.

Хотелось бы порекомендовать еще один фильм – «28 панфиловцев». Существует мнение, что их подвиг всего лишь выдумка советских военных репортеров. Несмотря на это, считаю, что вся оборона Москвы – это великий подвиг советских людей, поэтому фильм имеет право на существование.

- Вы обсуждали эти фильмы со своими учениками?

— И не только эти. Я открыт для любого общения.

- Как вы выстраиваете отношения со своими учениками? Какую главную ценность стараетесь им привить?

— Существует этика поведения учителя, которая прописана в законе об образовании, а также продиктована моральными соображениями. Образ учителя не должен ассоциироваться с образом жестокого человека, который за любую провинность может выгнать за дверь, накричать. Если вспомнить роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера», то для детей нормой было, когда учитель мог взять линейку и за опоздание всыпать ученику по пятой точке. Сегодня это не приемлемо. Взаимоотношения между учителем и учениками зависят только от личности учителя. Если педагог сумеет создать доверительные и равноправные отношения внутри класса, то получит то же самое в ответ.

Я бы хотел, чтобы мои воспитанники обладали такими качествами, как самостоятельность (потому что во взрослом возрасте полагаться можно только на себя и свои силы), а также инициативность, творческий подход к любому делу и позитивное восприятие мира.

- С каким поведением ученика никогда не будете мириться?

— В гимназии бывали случаи, когда школьник мог позволить себе некорректное поведение или высказывание в адрес одноклассника или учителя. Но это скорее исключение. Как правило, личной беседы было достаточно для того, чтобы ребенок извинился и изменил свое поведение.

- Раньше учитель был единственным источником знаний для учеников. Сегодня интернет практически полностью взял на себя эту функцию. Согласны ли вы с этим и как вы к этому относитесь?

— Раньше помимо учителя источником информации выступала семья, библиотека. Но доступ к информации был более ограничен. В библиотеку нужно было идти, брать книгу, сидеть в читальном зале…Кроме того, учитель обладал своеобразной монополией и все, что он говорил, априори считалось истиной. Так же, как и то, что было написано в учебнике.

Сегодня интернет дает огромное количество информационных возможностей для проверки полученных знаний. Но эта проверка не всегда адекватна, потому что интернет никем не цензурируется.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы научить детей учиться, работать с информацией, критически относиться к ней, выбирать главное и объективное.

- Подготовка к урокам, проверка контрольных работ и прочая бумажная работа не отбивает желания заниматься педагогикой?

— Это то же самое, что спросить у человека, который работает на кране: не надоело ли ему переставлять грузы каждый день. Это часть моей работы, просто более рутинная. Безусловно, самое интересное происходит во время урока. Тем более что любую информацию можно подать по-новому, подготовить дополнительный материал.

Помимо этого, я являюсь классным руководителем 9-го класса гимназии. Мы много путешествуем с учениками. Уже побывали в Казани, Москве, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Ярославле. Постоянно ездим в Петербург – в театры, музеи.

- Для этой работы и постоянного общения с детьми, родителями, коллегами нужна большая эмоциональная стабильная база. Откуда вы черпаете силы?

— Просто я люблю свою работу и с улыбкой смотрю на жизнь.

- Вы согласны, что педагог может в дальнейшем работать в любой сфере, кроме узконаправленных? Он может стать чиновником, юристом, экономистом…

— Основной навык, который приобретается в ходе педагогической деятельности, – это умение взаимодействовать с широкой аудиторией, выстраивать межличностные отношения, порой работать со сложной аудиторией. Учитель умеет быть терпеливым, способен слушать и слышать. Эти качества необходимы в любой работе с людьми. Но в любом случае, необходимо повышать свою квалификацию.

Кстати, в 2015 и 2016 годах я окончил дипломные курсы ВШМ СПбГУ «Менеджмент в образовании». Я уже могу работать руководителем образовательного учреждения. Но на данный момент не ставлю себе таких карьерных целей, потому что мне нравится работать учителем и есть желание развиваться именно в этом направлении.

- На семью время остается?

— Да, воскресный день полностью посвящен семье. Супруга Юлия сейчас в декрете, нашему сыну Елисею недавно исполнился годик.

- Как вы проводите свободное время?

— Встречаюсь с друзьями, люблю путешествовать. Недавно увлекся квестами и перформансами, когда нужно выбраться из комнаты за 60 минут, решая различные головоломки. Люблю ходить в кино, читать.

- Как бы объяснили пятилетнему ребенку, чем вы занимаетесь, не используя слова «учить» и «учитель»?

— Я воспитываю в детях любовь к получению знания.

- Если бы вы могли изменить в себе любую черту характера, что бы это было?

— Возможно, чрезмерно ответственно отношусь к своей работе. Порой остается мало времени на семью. Но в целом, меня все устраивает.

- Если бы у вас была возможность пригласить любого человека на ужин, кто бы это был?

— Мама.

- Благодарю за откровенный разговор и желаю победы на областном этапе конкурса «Учитель года 2017».