Пётр Гуменников: «Гатчина расстроилась, но не растеряла свою «сиреневую» красоту»

В этом году 60-летний юбилей отмечает Петр Гуменников мастер спорта СССР по боксу, доцент кафедры теории и методики бокса Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта.

В 1979 году, окончив с красным дипломом тот самый вуз, в котором сейчас работает, Петр Геннадьевич получил направление в Гатчину. Думал, на пару лет, а оказалось – навсегда…

— За почти сорок лет, что живу в Гатчине, город кардинально изменился, – рассказывает Петр Геннадьевич. – Раньше на Въезде были деревянные домишки, очень много зелени, город только начал застраиваться панельными зданиями. Аэродром – три дома на улице Новоселов, а теперь там живет почти 30 тысяч человек. Впрочем, даже теперь, когда в городе произошли столь значительные изменения, – дух города остался прежним. И хотя Гатчина – самостоятельное муниципальное образование с претензией на столицу Ленинградской области, по сути, она пригород Санкт-Петербурга.

После окончания института (тогда он назывался Государственный дважды орденоносный институт физической культуры имени П.Ф. Лесгафта) из Ленинграда уезжать не хотелось. Как личность я сформировался именно в этом городе и мечтал в нем остаться. Проблема была в том, что в те годы распределенному на предприятие молодому специалисту по закону обязаны были в течение двух лет предоставить квартиру. Было обидно и досадно действующему спортсмену, мастеру спорта, окончившему институт с красным дипломом получать отказы на Ленинградских предприятиях… В этот сложный жизненный период судьбоносной стала встреча с Александром Семеновичем Стаховым. Как и многие другие спортсмены города, я обязан ему тем, что обрел в Гатчине возможность заниматься любимым делом. Он пригласил меня работать инструктором по спорту на Гатчинский ДСК.

Где находится Гатчина – я не представлял. Собираясь в первый раз в дорогу, решил, что где-то на Карельском перешейке и приехал на Финляндский вокзал, а уже оттуда на Балтийский. Гатчина показалась маленьким, провинциальным городишкой. После четырех лет жизни в Ленинграде многое было необычным. В Гатчине даже в центре города стояли деревянные дома. Не редкость – дома барачного типа. На весь город – только два более-менее продвинутых спортивных зала – в Доме физкультуры ЛИЯФ и на ДСК, где кипела активная спортивная жизнь. Оглядевшись, сразу отметил, что город – спортивный.

С Александром Семеновичем у нас сложились не только хорошие личные отношения, но и понимание по работе. Как организатор спортивно-физкультурной работы, А.С. Стахов был в лидерах города в этой деятельности. Он умело подбирал кадры как для организации физкультурно-массовой работы, так и для обеспечения спортивного результата на своем предприятии. Позже, в непростое для страны время, он возглавил комитет по физической культуре и спорту г. Гатчины.

На ДСК, как и на других крупных производственных предприятиях, проводились внутренние спартакиады между цехами. В программе – волейбол, баскетбол, лыжи, стрельба, сдача нормативов ГТО. Спортсмены, которые выступали на ведомственных соревнованиях областного уровня и выше, за призовые места получали материальное вознаграждение.

Начало 1980-х. В Гатчине эффективно работают все производственные предприятия, что позволяет им активно развивать социальную сферу, в том числе и спорт. Именно предприятия открывают спортивные залы, клубы, бассейны. Много людей занималось физкультурой и спортом как самостоятельно, так и в спортивных секциях под руководством квалифицированных тренеров, выпускников Лесгафта. В центре города – стадион и специализированные спортивные площадки. Почти во всех дворах – хоккейные коробки. На окраине под руководством взрослых подростки своими руками делали ворота, заливали лед, размечали площадки для игр. В парке тоже были спортивные площадки, гимнастические комплексы, проводились физкультурно-массовые праздники. По оздоровительной направленности наше детство и юность однозначно были другими. Не нужно искать место, где позаниматься, поиграть в футбол, побегать. Такая спортивная гатчинская атмосфера и определила уже твердое желание реализовывать мои амбиции молодого специалиста в этом городе.

В 1981 году, отслужив полтора года в спортивном клубе армии, я вернулся на ДСК и стал работать инструктором физкультуры. В это время завод « Буревестник» достраивал спорткомплекс «Маяк» и набирал новых сотрудников. Я решил заниматься там, помимо организационной работы, тренерской деятельностью в оздоровительных группах. С удовольствием работал. Было интересно. Постоянно вырисовывались какие-то новые перспективы. Параллельно вел секцию бокса в ПТУ-250, где появились способные ученики, первые спортивные результаты, новые амбиции. А когда мне предложили еще вести обучение плаванию в детском саду, то и за это взялся с удовольствием.

В 1988 году не смог отказаться от приглашения преподавать в родном для меня институте, где и работаю по сей день. По-прежнему веду учебные занятия на кафедре бокса: делаю то, что я больше знаю, умею и люблю.

Значимое событие в моей жизни – работа в Малайзии с 1994 по 1996 гг. в группе специалистов института им. П.Ф. Лесгафта по подготовке сборных команд этой страны на международный уровень. Только там я осознал лично, что нет ничего невозможного в любимой тренерской деятельности, воспитав из спортсменов-новичков за два года настоящей работы боксеров международной квалификации, победителей и призеров турниров АИБА, Азиатских игр, единственного в истории бокса Малайзии участника Олимпийских игр в Атланте.

Свою спортивную деятельность в Гатчине всё же связываю, в первую очередь, с боксом. Я являюсь главным судьей и одним из организаторов Гатчинского турнира по боксу, посвященного Дню города, который в этом году будет проводиться в 22-й раз. Первые турниры по боксу проводил еще в 80-х, в зале ДСК, а вот после приезда из Малайзии организовали наш, уже ставший традиционным, гатчинский турнир.

В настоящее время, как и раньше, помимо работы в университете веду секционные занятия бокса в бывшем зале ДСК (теперь он принадлежит институту ГИЭФПТ), где арендую небольшое помещение. Его хватает для занятий, так сказать, оздоровительной направленности. Народа ходит много: бывшие ученики, новые ребята.

Как-то друг спросил меня: «Зачем ты тренируешь, денег это не приносит, аренду платишь!». Говорю: «Хочу, чтобы у меня на улице не закурить спрашивали, а предлагали: «Вас подвезти, Петр Геннадьевич?». И тут выходит из-за угла громила и вежливо интересуется: «Петр Геннадьевич, вас подвезти?». «Спасибо, сами добежим», – отвечаю повзрослевшему ученику и смотрю на друга. Тот в лице изменился: «Как же ты прав!».

Меня в Гатчине именно это и привлекает. Все отчасти друг друга знают. Это не мегаполис, где ты песчинка в толпе. Большой город давит на тебя, кругом суета, все бегут. Ты всегда в каком-то напряжении. Приезжаешь в Гатчину – и становится легко на сердце. Другой воздух, другая социальная атмосфера – это много значит для восприятия жизни как таковой.

Сейчас Гатчина не та, что раньше, она капитально расстроилась, но не растеряла свою «сиреневую» красоту, став крупнейшим городом Ленинградской области. И мои дети, внуки живут здесь и связывают свое будущее с этим городом.

Если сравнивать постановку спортивной работы 40 лет назад и сейчас, стоит отметить, что раньше в городе наиболее сильные спортивные ячейки были на предприятиях. Именно предприятия в основном развивали спорт. При производстве физической культурой и спортом занимались молодые, активные спортивные организаторы. С перестройкой все зачахло. Каждый жил сам по себе. В последние годы спортивная работа на предприятиях стала приподниматься. Именно спорткомитет выступил инициатором и смог организовать спартакиаду трудовых коллективов. Нет такого размаха, как раньше, но команды по тем видам спорта, которые в программе спартакиады, уважающие себя предприятия выставляют и борются за призовые места. Возрождение спартакиады, массовые спортивные праздники, в том числе детские, полные стадионы – это заслуга председателя спорткомитета Елены Николаевны Волосковой и команды ее единомышленников.

Все вроде хорошо, если не одно «но». За столько лет я не смог добиться и обосновать необходимость специализированного зала бокса. Гатчина – крупнейший город области, ребята перспективные есть, тренерский состав есть, результаты боксеров очень даже достойные. Если бы был зал, я не ездил бы в Петербург, а работал с нашими ребятами. В Гатчине годами формировался костяк традиционно развивающихся видов спорта. Хотелось бы, чтобы и к боксу отношение изменилось в лучшую сторону.