Владимир Долгов об истории Гатчинских аэродромов

На Гатчинском книжном салоне читателям была представлена книга Владимира Долгова «Аэродромы на Гатчинской земле 1908-2016», изданная в апреле этого года. Гатчинцы отметили работу автора и поспешили пополнить домашние библиотеки. Тираж книги – всего 500 экземпляров.

Рубрики:  Общество

Книга Владимира Долгова является краткой исторической справкой аэродромов города Гатчины (Троцка/Красногвардейска) и Гатчинского (Троцкого/Красногвардейского) районов. На 190 страницах разрозненная информация по истории Гатчинских аэродромов собрана воедино, проверена, уточнена и расширена дополнительными сведениями.

Книга написана хорошим, доступным языком, содержит много исторических фотографий, в том числе редких, а также фотофиксацию сегодняшнего дня Гатчинских аэродромов. Несомненно, она будет интересна широкому кругу читателей, желающих лучше узнать историю военной авиации и памятные места Гатчины и Гатчинского района.

«Глубина и обстоятельность изложения, богатый иллюстративный материал, насыщенность документами, многие из которых публикуются впервые, относятся к ее достоинствам, – отметил в аннотации летчик-космонавт СССР, герой Советского Союза, Герой Российской Федерации С.К. Крикалев. – Особо следует приветствовать то, что издание является одним из первых, посвященных истории отечественных аэродромов, а ведь покорение неба и космоса начинается на земле».

Владимир Игоревич Долгов с детства живет в Гатчине. Окончил Гатчинскую школу №4, затем Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет по специальности «Автодороги и аэродромы» с отработкой практики по специализации в «Пулково» и с обучением на военном факультете. Работал в проектном институте воздушного транспорта, с 2004 года – на военной службе. Владимир Игоревич более 10 лет увлекается военной реконструкцией. Он – один из организаторов военно-исторических мероприятий в Гатчине и районе, участник реконструкций в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Белоруссии.

- Владимир Игоревич, как пришло решение написать книгу? Что послужило толчком?

- Интерес к истории и, в частности, к истории военной авиации у меня был с детства. А непосредственно написание произведения началось с того, что в Сиверском (где прослужил семь лет) мне попал в руки формуляр Сиверского военного аэродрома, где указано: на каком объекте, в какие годы какие работы выполнялись. Это послужило основанием для исторической справки. Какие-то сведения узнал у местных старожилоов. Пополнял информацией по Сиверскому аэродрому, которая встречалась и в других источниках.

По Гатчинскому аэродрому действовал схожим образом. О каждой части, стоявшей на Гатчинском аэродроме, о людях, служивших здесь, искал сведения в разных изданиях, выписывал, анализировал. Бывало, упоминания об интересных событиях, связанных с Гатчинским аэродромом, попадались в исторических книгах иных тем. Делал соответствующие выписки. В конечном счете так и набрался материал.

Есть и другая причина, почему я принялся за книгу. Исторической работой по теме «Военная авиация» занимаюсь давно. Писал статьи в периодическую печать и для Википедии, преимущественно по военно-исторической тематике. А как происходит какое-то событие, допустим, вокруг Сиверского аэродрома, так в некоторых газетах и журналах, бывает, вижу свои собственные тексты и фотографии с другими подписями (один только раз кем-то, по крайней мере, было указано, что этот «материал взят из Википедии»). Извините, как-то это задевает.

- А о каких аэродромах вы рассказываете в книге?

- Книга посвящена истории создания, развития и жизни аэродромов города Гатчины и Гатчинского района. Всего их было семь. Это Гатчинский аэродром, бывшая воздухоплавательная база «Сализи» у деревни Котельниково, аэродром «Сиверский», аэродром «Сиворицы» у села Никольское, аэродром «Корпикюля», заброшенный аэродром «Вохоново», несуществующий сегодня аэродром у деревни Зайцево. Упоминается также и такой наземный объект довоенного периода, как авиационный полигон «Коргози».

- У вас в книге много интересных фотографий. Откуда вы их брали? Какие было найти сложнее всего?

 - Фотографии сегодняшнего дня делал сам. Остальные искал в Интернете.

Когда аэродром в Гатчине только появился, он был первый, единственный, колыбель авиации. Все, что здесь происходило, сразу становилось историческим событием. Фотографы приезжали на Гатчинский аэродром отовсюду...

Сохранились также трофейные снимки периода оккупации. Немцы довольно много фотографировали, вследствие чего мы сейчас имеем представление об аэродромах в Гатчине и Сиверском в 40-е годы.

Что касается Гатчинского аэродрома 20-30-х годов, то, к сожалению, эти фотографии крайне редки.

- В эти годы не разрешалось делать фотографии?

- Спорный вопрос. Встречается весьма немало снимков, сделанных в этот период на других аэродромах – московских, ленинградских.

В Интернете размещено несколько фотографий 1920-х – начала 1930-х с подписью, что это Красногвардейск (Гатчина). А это, скорее, Ленинград.

Вот, к примеру, есть в Интернете большая папка с подписью, что это – служба авиаторов в Гатчине (Красногвардейске). Одна фотография действительно сделана в Гатчине – вид сверху на Гатчинский дворец, а остальные сделаны никак не в Гатчине. На них видны высокие заводские трубы, большие промышленные здания. Стоят самолеты с опознавательными  знаками «Осоавиахима». В Гатчине гигантских заводов рядом с аэродромом не было. Также аэродром был военный, а ближайшие аэроклубы «Осоавиахима» находились в Ленинграде на Корпусном аэродроме. Он располагался между железнодорожными линиями – Варшавской (здесь сегодня улица Варшавская) и Балтийской, к северу от Краснокабацкого шоссе (с 1964 г. – улица Краснопутиловская). Ныне здесь Парк Авиаторов со стоящим на постаменте самолётом. А некоторые по-прежнему подписывают сделанные там снимки, что это Гатчина. И пошла ошибка по Интернету гулять, из заметки в заметку. Кстати, в той же папке имеется фотография, где командный состав находится в помещении, на стене которого висит план именно Корпусного аэродрома.

- Вы готовы взяться за вторую книгу?

- Это вопрос не быстрый. Архивы с документами этой тематики находятся в Москве и под Москвой. Туда мне съездить не так просто. Да и сейчас свободного времени все меньше. Пишу ведь в свободное от службы время.

На подготовку первой книги, начиная со сведения и обработки ранее написанных статей и продолжая работой с последующим дополнением, ушло где-то около года. Белые пятна, конечно, еще имеются. Если бы эта информация нашлась, книгу об истории Гатчинских аэродромов возможно было бы расширить ещё, как минимум, раза в полтора...

- И все-таки мы надеемся, что у вас найдется время для работы над этой, без сомнения, интересной темой.