Подъемная машина была
сделана в 1847 году, когда Николай I
занимался перестройкой этой части дворца. По словам специалистов музея, как
выглядел лифт, доподлинно неизвестно. Сейчас в подвале в небольшой нише прямо
под комнатами Николая I,
выходящими окнами на Собственный садик, лежат металлические останки – колеса,
валы, катушка с лебедкой. Чудо инженерной мысли XIX века проржавело и спрессовалось от
времени, но впечатляет сложностью и размерами.
Лифт поднимался до
третьего этажа. Можно предположить, что в лифтовой шахте с помощью тросов
крепилась конструкция с деревянным креслом, обитым тканью. В подвале были
разные службы, в том числе находился дежурный лакей, отвечавший за работу
лифта. Механизм подъема и спуска работал на ручной тяге, а потом, когда Гатчинский
дворец был электрифицирован, вероятно, на электричестве. Стоимость машины
составляла на то время огромные деньги – 1800 рублей.
Как рассказала заведующая
сектором документальных фондов музея-заповедника «Гатчина» Ирина Рыженко, о
наличии подъемного механизма никто не знал. Правда, занимаясь исторической
справкой, видели на чертежах какой-то квадратик – встал вопрос, что это. Затем
обнаружили довоенный документ, где значился какой-то механизм, оканчивавшийся
на третьем этаже в комнатах Александра III. Реставраторы плотно взялись за
восстановление этой части Арсенального каре только в 2015 году. Благодаря их
скрупулезному, научному подходу к делу и была обнаружена загадочная находка.
Почему же о царском лифте
до сих пор ничего не было известно? Тут нужно вспомнить послевоенную историю
Арсенального каре. В сильно пострадавший от пожара дворец первыми вошли не
реставраторы. У Высшего военно-морского инженерного радиотехнического училища
на первом этаже Арсенального каре до 1960-го года была, предположительно,
кафедра марксизма-ленинизма, у института «Электронстандарт» – рабочие кабинеты.
Курсируя через парк под окнами дворца, гатчинцы три десятка лет могли видеть
темно-зеленые стены, серые столы и шкафы и, естественно, никаких плафонов,
картин и лепнины. Ни училищу, ни институту до механизмов прошлого дела не было.
И обычные рабочие, спускавшиеся в подвал, мало обращали внимания на подобные
вещи.
Полностью воссоздавать и
запускать лифтовой механизм не планируют. Не разбирать же для этого перекрытия
и отреставрированные паркеты верхних этажей. Предполагается, что увидеть лифт
можно будет из комнат Николая I
на первом этаже через стекло, которое установят в полу. Подвал подсветят, чтобы
можно было лицезреть раритет. Тут же, на первом этаже, на уровне глаз посетителей
подвесят восстановленный подъемник, но неподвижный. Принцип действия лифта –
как из подвала тросы поднимали конструкцию на третий этаж, планируют показывать
на макете. На вопрос: когда это будет, музейщики осторожно отвечают: «Все
зависит от финансирования».
Фото Ольги Фирсовой