Креативность – как способ менять мир

Реальность такова, что приходится жить в мире нестабильном, сложном и неоднозначном. Для такого мира был придуман специальный термин VUCA-мир.

Рубрики:  Общество

VUCA – это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Мир VUCA – это мир, в котором трудно что-либо прогнозировать, планировать. Кто нам поможет?

Эксперты проекта AERIS Елена Польская и Любовь Пустовалова считают, что спасение – в креативности:

- На наш взгляд, креативность позволяет человеку быть нестандартным, оригинальным, быстрее приспосабливаться к окружающей действительности. И не просто приспосабливаться, но и активно ее менять. Название нашего проекта AERIS в переводе с латинского означает «воздух». Мы убеждены в том, что креативность в современном мире необходима как воздух.

- Чем конкретно вы занимаетесь?

- Мы создаем оригинальные проекты в сфере обучения и развлечения, разрабатываем тренинги генерации идей, построения команды, творческие игры и соревнования, проводим нешаблонные мозговые штурмы, развиваем креативное мышление. 

- Вы несколько раз повторили слово «креативность» – давайте поясним, что за этим скрывается.

- Слово – английского происхождения: create – создавать, creative – созидательный, творческий. Означает творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. В русском языке есть всем понятное слово «смекалка»: способность находить выход из безвыходной ситуации, используя обстановку и обстоятельства необычным образом.

- Но есть же откровенно нетворческие личности – напрочь лишенные воображения и смекалистости?

- Нет. Креативность есть у всех, только некоторые об этом не подозревают. И чем больше мы занимаемся развитием собственной креативности, тем более нестандартно начинаем мыслить. Из нашего опыта: когда мы знакомим людей с методиками развития креативного мышления, то люди с удивлением обнаруживают, что демонстрируют неведомые им до сих пор творческие способности и могут за короткое время наработать много оригинальных идей. 

- То есть достаточно просто начать фонтанировать идеями – и ключик наш?

- Не совсем, ведь развитие креативности – не самоцель: в конечном итоге наши гениальные идеи должны приводить к конкретному результату. Практическая креативность – это умение генерировать большое количество разнообразных идей. Это первый аспект. Второй – умение генерировать оригинальные идеи. И третий – завершенность: идеи необходимо доводить до логического конца.

- Но если мы все априори креативны, так почему бы просто не подождать, пока нас «осенит» – это ведь неизбежно?

- Безусловно. Только неуправляемый процесс поиска идей – неспешный и долгий. Кто знает, когда вам, как Ньютону, упадет яблоко на голову? Через месяц, через год?

Мы можем сделать процесс генерации идей управляемым, четким и результативным. Для этого формулируем, чего мы хотим добиться. Дальше с помощью специальных техник и методик генерируем идеи: разнообразные и оригинальные. Из них выбираем те, которые кажутся нам наиболее интересными и соответствующими запросу. И заканчивается все этапом разработки: мы генерируем идеи не ради процесса, а ради решения задачи.

...Эксперты проекта AERIS в формате мини-тренинга продемонстрировали сотрудникам редакции «Гатчинской правды», как можно превратить рабочее совещание в увлекательный мозговой штурм и творчески, играючи решать сложные вопросы. 

Нас познакомили с универсальной техникой генерации идей – «Методикой формулирования запроса», которая позволяет быстро и эффективно решать не только профессиональные, но и личные задачи.

Говоря о методике, эксперты AERIS подчеркнули, что для успешного решения задачи во главу угла нужно ставить формулирование запроса. Говорят, когда Эйнштейну задали вопрос: «Через час в Землю врежется комета. Что вы будете делать?». Эйнштейн ответил: «55 минут потрачу на формулирование задачи и пять минут – на ее решение». Суть этой истории: чем лучше сформулирована задача, тем быстрей она решается.

Кроме того, в работе с запросом важны четкость, количество и замена слов. Четко поставленная задача заставляет мозг искать конкретное решение. Большое количество идей нужно, чтобы это решение не стало единственным, и мы могли бы выбрать наиболее подходящее. А замена слов стимулирует воображение и появление новых идей.

Если вам кажется, что ваша компания испытывает трудности с новыми идеями и нешаблонными решениями, возможно, не помешает глоток свежего воздуха?

Познакомиться подробнее с проектом AERIS и предлагаемыми мероприятиями можно в социальных сетях: «ВКонтакте» – aeris.creation и Facebook – AERIS.Creaprojects. Телефон: +7 921 333-6393.

Андрей Соколов