Композитор Евгений Дога: «Слышать человеческое сердце»

Композитор Евгений Дога: «Слышать человеческое сердце»

Одним из самых ярких событий XXIV Российского кинофестиваля «Литература и кино» стала творческая встреча с народным артистом СССР, автором знаменитого вальса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» Евгением Догой.


Евгений Дога, как известно, вошел в конкурсное жюри последнего кинофестиваля, и его присутствие в Гатчине стало замечательным подарком для ценителей классики отечественного кинематографа. При каждом удобном случае маэстро садился за фортепиано или рояль, словно доказывая, что музыка может говорить не менее убедительно, чем слова. И это действительно было не только убедительно, но и просто очень красиво. Несмотря на возраст, Евгений Дога по-прежнему элегантен, открыт для общения и необыкновенно притягателен по-человечески, да и звуки, которые он извлекает из инструмента, все так же божественны.

Концертный зал детской музыкальной школы им. М.М. Ипполитова-Иванова, где проходила встреча с Евгением Догой, по своим размерам, возможно, не вполне соответствовал масштабу личности знаменитого композитора. И, тем не менее, вспомнив о больших залах, в которых ему приходится выступать (среди них, к примеру, Государственный Кремлевский дворец, Большой зал Московской консерватории, БКЗ «Октябрьский»), маэстро признался, что именно здесь, в Гатчине, в зале музыкальной школы, он чувствует себя наиболее комфортно.

- Там как? Встал, вышел, сыграл, поклонился, ушел, - говорит он. - А здесь можно общаться, мы можем разговаривать, вести диалог.

Рассказывая о своем творчестве, легендарный композитор вспомнил свои первые шаги в музыке. Как он считает, ему очень повезло с музыкальным образованием, которое в советские времена давалось совершенно бесплатно.

Евгений Дога родился в молдавском селе, в крестьянской семье. Его отец погиб на войне, в селе был голод, и мама, конечно, не смогла бы платить за него. Тем не менее, Евгений Дмитриевич получил сразу два высших музыкальных образования, причем оба — в Кишиневской консерватории. По первому образованию он — виолончелист, но его карьере как музыканта помешал паралич левой руки. Второе образование стало уже композиторским.

Писать музыку Евгений Дога начал довольно рано. В 1957 году на молдавском радио и телевидении впервые прозвучали его «Новогодняя песня» и «Белый цветок сада», а в 1963 году он написал свой первый струнный квартет.

С 1967 года Евгений Дога начал создавать музыку для кино. В 1970 году началось его плодотворное сотрудничество с молдавским кинорежиссером Эмилем Лотяну. Первая же их совместная работа — фильм «Лаутары» о народных музыкантах Молдовы — получила несколько призов на международных кинофестивалях. Потом был легендарный «Табор уходит в небо» (1976) и окончательно прославивший композитора фильм «Мой ласковый и нежный зверь» (1978). Один из романтических вальсов, прозвучавших в этом фильме, получил всемирную известность.

Как рассказал композитор, задание написать эту музыку он получил от Лотяну задолго до начала съемок, но откладывал это до последнего. В итоге знаменитый вальс был написан всего за одну ночь, и никто на съемочной площадке сразу не поверил, что это современное произведение, а не шедевр старинной классической музыки. На вопрос, как родился этот вальс, похоже, даже сам композитор не смог бы ответить. «Код творчества до сих пор не разгадан», – считает он. Лукаво улыбаясь, Евгений Дмитриевич признался, что не очень понимает, почему именно этот вальс так прославился, ведь у него таких вальсов штук тридцать, и все они не менее интересны...

Музыка к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь» получилась прекрасной, но композитор не остановился на достигнутом. В общей сложности Евгений Дога написал музыку более чем для двухсот кинокартин. Среди режиссеров, с которыми он работал, представители молдавской киношколы, Г. Натансон, А. Панкратов, А. Прошкин, С. Говорухин и многие другие. В последние годы в этой нише его творчества наступила пауза. Правда, как считает сам композитор, она для него исключительно благотворна, поскольку помогла ему осознать, сколько он еще не сделал.

Так благодарным слушателям открылась еще одна сторона творчества маэстро — многолетняя и не менее плодотворная работа над серьезной инструментальной музыкой. Евгений Дога — автор музыки к балетам и операм. Он пишет симфонические произведения для хора и оркестра, музыку для детей, арии, романсы, пьесы для скрипки, виолончели, флейты, аккордеона, фортепиано.

Евгений Дога очень любит детей. На творческом вечере маэстро рассказал замечательную историю создания ансамбля «Крылатские козявки» – для дошкольников, которые жили в его дворе. Как говорит Евгений Дмитриевич, его главной задачей было отвлечь детей от улицы, пробудить в них чувство артистизма, научить слушать музыку. Он просто пригласил желающих поучаствовать в ансамбле, и таких ребят оказалось много. Двое из его воспитанников уже окончили Оксфорд.

С 2001 года Евгений Дога возглавил жюри Всероссийского движения «Одаренные дети России». Композитор написал несколько книг для детей, среди них — истории о домашних животных («Джой и его собачьи дела» и «Амур и его амурные дела»). Во время творческой встречи в Гатчине маэстро сделал замечательный подарок и гатчинским детям, которые учатся в музыкальной школе, вручив им партитуры собственных инструментальных произведений.

Музыка по-прежнему занимает главное место в жизни Евгения Доги. Композитор создает новые произведения, ведет активную концертную деятельность, ездит на гастроли. «Все думаю, когда же я перестану мучить фортепиано, - шутит он. – А ведь так хочется... Точку не люблю, это – конец. Только многоточие дает перспективу...»

На встрече в Гатчине композитор показал фрагменты из документального фильма Эмиля Лотяну. В нем, рассуждая о том, как рождается музыка, еще очень молодой Евгений Дога говорит: «Самое главное — слышать человеческое сердце». Наверное, это и есть главное кредо легендарного композитора, свободного художника от музыки, любящего детей и предпочитающего многоточие вместо точки...

Фото Григория Котова