В Гатчинский дворец возвращаются утраченные экспонаты

В Гатчинский дворец возвращаются утраченные экспонаты

В рамках проекта «Век музеев» 27 апреля в музее-заповеднике «Гатчина» открылась временная выставка «Дворца великолепного достойны...» На ней представлены предметы из собрания известных российских коллекционеров Карисаловых. Среди них – старинный портрет инокини Марфы, некогда входивший в коллекцию Дворца и считавшийся утраченным.


Открывая новую экспозицию, директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов подчеркнул, что она посвящена празднованию столетия пригородных дворцов-музеев Санкт-Петербурга «Век музеев» и, одновременно, двухсотлетнему юбилею Александра II, который родился 29 апреля 1818 года (по новому стилю).

Василий Юрьевич напомнил о главной проблеме Гатчинского дворца – утраченных после Октябрьской революции и во время Великой Отечественной войны бесценных экспонатах, составляющих музейную коллекцию дворца. Война нанесла особенно тяжелый урон музею: часть предметов была уничтожена в ходе боевых действий. Многие экспонаты были рассредоточены в других музейных комплексах во время эвакуации, а наиболее ценные предметы вывезены захватчиками и утрачены.

По словам Василия Панкратова, новая выставка имеет особенное значение для истории и дальнейшего развития Гатчинского дворца-музея. В последние годы ГМЗ «Гатчина» активно сотрудничает с частными собирателями, в коллекциях которых находятся уникальные экспонаты, имеющие непосредственное отношение к Дворцу.

Семья коллекционеров Карисаловых ведет не только собирательскую, но и исследовательскую работу, изучая и реставрируя свои собрания. В частной коллекции семьи Карисаловых есть немало вещей, которые украшали Зимний, Аничков, Гатчинский, Екатерининский и Александровский дворцы. Опираясь на зарисовки и фотографии дворцовых интерьеров, коллекционерам удалось отыскать и приобрести множество уникальных, ценнейших с художественной точки зрения и считавшихся утраченными исторических предметов. Многие из этих экспонатов возвращаются на свои места — во дворцы-музеи Санкт-Петербурга. В частности, в июле 2015 года Карисаловы преподнесли в дар музею-заповеднику «Гатчина» ширму начала XIX века со старинными номерами «Гатчинского Дворцового правления».

Новая выставка стала плодом коллективного труда представителей семьи Карисаловых и сотрудников Гатчинского дворца. Присутствовавший на открытии новой экспозиции представитель семьи Карисаловых Игорь Сорокин вручил сотрудникам музея подарок — прекрасно оформленную книгу «Дворца великолепного достойны...», в которой подробно рассказано о каждом из выставленных во Дворце экспонатов. Представленных в Гатчинском дворце предметов немного, но каждый из них имеет особую художественную и историческую ценность. Каждый готов рассказать очень многое о времени, о себе и людях, которым он принадлежал.

В Оружейной галерее выставлены всего два новых экспоната. Карабин с колесным замком, богато инкрустированный резной слоновой костью, является образцом редчайшего подносного оружия. Как и многие экспонаты из знаменитой оружейной коллекции Гатчинского дворца, он был создан руками дрезденских мастеров. Выбитая на нем готическая надпись и гравировка на костяной пластине указывают, что он был сделан в 1612 году в Дрезденской мастерской Георга Гесслера.

Полотно «Выезд лейб-гусаров на Высочайший смотр в Красном Селе» принадлежит кисти одного из самых популярных художников-анималистов второй половины XIX века Н.Е. Сверчкова. Его работы находились в кабинетах и приемных высочайших особ. Важной частью творческого наследия Сверчкова были картины на исторические и военные темы, в том числе, написанные по заказу Александра II. Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II, как известно, с первых дней своей жизни считался шефом лейб-гвардии гусарского полка.

Вторая часть новой экспозиции расположилась в туалетной императрицы Марии Федоровны. Здесь выставлена часть гостиного гарнитура, выполненного в петербургской мастерской в 1850-1860-е годы в стиле «второе рококо».

В дворцовых покоях, принадлежавших императорской чете, наблюдалось четкое разделение на женскую и мужскую половину. В отличие от «мужской» половины, мебель в комнатах императриц отличалась заметным изяществом. Представленные на выставке два кресла и двухместный диван необычной формы в точности соответствуют формам комплекта мебели, располагавшегося в гостиной Александры Федоровны в Гатчинском дворце. Это совпадение очень хорошо видно, если внимательно рассмотреть представленную здесь же большую акварель Э.П. Гау (1876 год). Такая модель двухместного дивана называлась «симские близнецы»: два сидения в ней соединены друг с другом под некоторым углом, что создавало доверительную обстановку между двумя собеседниками.

В этом же зале представлен еще один экспонат из коллекции Карисаловых – портрет инокини Марфы (К.И. Шестовой), написанный в 1830-1840 годах художником В.Н. Бовиным для Зимнего дворца как копия картины неизвестного художника XVIII века. Инокиня Марфа, она же мать царя Михаила Федоровича, она же супруга Федора Романова (патриарха Филарета), в грамотах своего сына именовалась как «великая государыня». Была насильно пострижена в монашество вместе со своим мужем при Борисе Годунове.

Портрет инокини Марфы имеет для Гатчинского дворца особенное значение: в 1925 году он стал частью портретного фонда Гатчинского дворца, не был эвакуирован во время Великой Отечественной войны и до настоящего времени считался утраченным.

Выставка «Дворца великолепного достойны...» продлится до 21 мая 2018 года. Экспонаты представлены в Оружейной галерее и Туалетной императрицы Марии Федоровны.

Фото Ольги Фирсовой