Текстильные коллажи Александры Якуничевой

В рамках фестиваля лоскутного шитья «Лукоморье» в Центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина открылась выставка дизайнера, члена Союза художников России, участницы многочисленных российских и зарубежных выставок Александры Якуничевой.

Рубрики:  Культура

Александра Якуничева — давний друг Гатчины, бессменный член жюри фестиваля лоскутного шитья «Лукоморье». А еще она — высококлассный художник, работающий в жанре текстильного пейзажа и натюрморта. Работы дизайнера находятся в собраниях Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, нескольких петербургских музеев, музея-крепости в Выборге, в частных собраниях Санкт-Петербурга, Бостона, Хельсинки, Барселоны, Нюрнберга.

Текстильные коллажи художницы действительно очень близки к живописи. Об этом свидетельствуют не только совершенная композиция и колорит ее работ, но и внимание к мельчайшим деталям, каждая из которых «работает» на всю картину в целом. При этом у Александры Якуничевой очень теплые, уютные работы, от которых буквально исходит добрая, вдохновляющая на творчество энергия.

Выпускница Высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, Александра Александровна начинала свою профессиональную деятельность как художник по декоративным тканям на ткацко-красильной фабрике им. Желябова.

- Я очень благодарна этой работе, потому что она научила меня соотносить произведения искусства с архитектурой, – признается она. – С тех пор все свои работы я рассматриваю с дальнего расстояния. Когда смотришь вдаль, исчезают мелочи, и ты видишь какие-то ошибки. Это очень важно...

Но самым, пожалуй, главным, по словам Александры Александровны, были для нее поездки по стране, из которых она привозила зарисовки, эскизы и фотографии. Возможно, тогда и родилась ее авторская манера работать с тканью — сначала графический набросок с натуры, потом – декоративная графика, которая становится эскизом к работе, затем — подбор нужных материалов. Явный отголосок таких путешествий по России — в триптихе «Фрески» («Розовый ангел» Ферапонтово, «Белые ангелы», «Иоанн Предтеча», Старая Ладога).

Работы Александры Якуничевой привлекают уже издали своим теплым, гармоничным колоритом и эффектом объемности. Но если подойти близко, становится совсем интересно — буквально в каждой из них использована прозрачная сетка, которая придает особую тонкость и «дымчатость» образам. Сетки разных или одинаковых тонов могут накладываться одна на другую, создавая дополнительные оттенки перехода цвета. Еще один испытанный прием, который использует художница, – иприматура, использование первоначального фонового цвета (подмалевки), который потом загружается цветом.

Как «работает» сетка в произведениях, как она меняет, смягчает общий колорит, Александра Якуничева показала на примере работ из серии «Деревня». Снег, облака, туман, тени «созданы» сеткой. При этом работы остаются графичными за счет правильно положенных стежков. Как говорит Александра Якуничева, в лоскутном шитье важно все — подбор тканей, стежки, даже нитки, которыми пришиваются ткани. Очень важный момент — фактура тканей. Они могут быть одного и того же цвета, но разница в фактуре позволяет передавать тончайшие переливы цвета.

- Все средства должны быть направлены на выразительность композиции и образов — гармония цвета, контраст и колорит, тональная растяжка, статика и динамика.

Эксперимент с тканями и игра цвета в полной мере отражены в серии «Пруды». Названия этих работ звучат просто и лаконично:  «Красный», «Зеленый», «Синий», «Оливковый», «Серебристый». Эти работы и сами по себе хороши, но стоит чуть ближе подойти, как открываются маленькие чудеса вроде скрученных в одну двух ниток — синей и оранжевой, лежащие на крыше дома тени в виде тонко настроченной сетки и многое другое.

Целая стена выставочного зала отведена под большую работу «Печаль», состоящую из нескольких коллажей.

- «Печаль» – для меня очень значимая работа, потому что это девяностые годы, а что такое девяностые, все мы прекрасно помним, – говорит Александра Якуничева. – Развал, хаос, беспредел, отсутствие работы... Мне хотелось этому хаосу противопоставить что-то крепкое, вечное, мощное, сильное. Такой духовной силой всегда было, есть и будет древнерусское искусство.

Ни в одном языке мира не вкладывают в слово «печаль» такого смысла, как в русском. Горе — очень острое чувство, с которым долго прожить невозможно. Но оно постепенно переходит в печаль, а с печалью жить можно, хотя она и остается постоянно внутри. Флейтист на коллаже — символ музыки, которая успокаивает, утешает. Музыка — искусство временное: время — это то, что проходит. Чаша — та, которую каждый из нас должен испить. Слезы плачущего ангела уходят в космическое пространство, к звездам. Древо жизни означает, что хоть и в скорби, но жизнь продолжается. А вот два огромных крыла, которые закрывают всех нас, нашу Россию...

Еще одна серия работ посвящена петербургским мостам. Город — любимая тема Александры Якуничевой. На выставке можно увидеть текстильные городские пейзажи с Вознесенским, Банковским, Красным, Египетским и многими другими знаменитыми и не очень мостами Санкт-Петербурга. И здесь — тени и удивительные цветовые переходы, белые ночи и низкое северное солнце, ночные фонари и бессонница — все эти порой малозаметные нюансы, без которых не может состояться и раскрыться волшебство великого города, самого красивого на земле.

Выставка «Текстильный коллаж» художницы Александры Якуничевой продлится в Центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина до конца июля. Адрес: Гатчина, ул. Авиатриссы Зверевой, д. 15-а.

 

Юлия Лысанюк