Живые куклы Зои Мусоновой

Живые куклы Зои Мусоновой

Какая девочка не любит играть в куклы? Для каждой малышки это не просто красивая игрушка, а настоящий маленький друг, который нуждается во внимании и заботе. Мастерица Зоя Мусонова из Коммунара, играя в куклы в детстве, тоже воспринимала их как живых.


«Для меня они такие и были. Все! – вспоминает она. - Для меня все было живым — природа, цветы, деревья: я до сих пор с ними разговариваю. Мне даже книги казались живыми. Когда книга рвалась, я плакала — ей ведь больно!»

С волшебными куклами Зои Мусоновой наши корреспонденты познакомились на смотре-конкурсе «Подворье-2018», который прошел в Больших Колпанах в августе. Они казались настолько живыми, что хотелось прикоснуться к ним, почувствовать тепло их кожи. Чтобы поближе познакомиться с чудесными работами Зои Валентиновны, мы поехали к ней в гости, в город Коммунар.

Самые главные творческие «чудеса» мастерицы сосредоточились в просторной комнате, которую в старинной русской избе назвали бы горницей. Бревенчатые стены с живописными работами мастерицы, в углу – старинные иконы. Потолок подпирают необычные деревянные колонны. Как призналась Зоя Валентиновна, она любит природные фактуры, и стены в своем доме решила отделать соответствующими материалами. Лес для нее — настоящий храм природы. Как-то раз, проезжая мимо, увидела старое поваленное дерево с узловатыми наростами капа на стволе. Увидела и захотела его себе. Привезли с мужем дерево домой, распилили вдоль, сняли кору.

- Мы его не шкурили даже, только от жучков обработали, – говорит мастерица. – Я два года возилась с ним, и то еще не закончила... Когда мастер режет по дереву, он сам придумывает рисунок. А здесь тоже резьба, только выполненная самой природой. Мы же у кого учимся? У природы. Идем в лес и смотрим, что и как, как листья вырезаны, как свет падает...

Посреди «горницы» – небольшой столик под лампой, на котором лежит все, что нужно для работы. Именно здесь рождаются волшебные куклы Зои Мусоновой.

 

Как становятся волшебниками

В речи Зои Валентиновны слышится характерное оканье — родом она из Вологодской области. По ее словам, творческие способности передались ей по наследству — от мамы и бабушки. В детстве закончила художественную школу, но получить творческую профессию художника-модельера, как она мечтала, не получилось.

По полученной профессии технолога Зоя Валентиновна долго не работала. Сама из многодетной семьи, она сначала поднимала четверых своих детей, потом — семерых внуков. У Зои Мусоновой большое хозяйство, в котором много живности — козы, коровы. Но без творчества она, похоже, жить не может. Что только мастерица не перепробовала за свою жизнь — вышивала, рисовала, плела крючком, вырезала по дереву, писала по бересте, по стеклу, маслом на холсте. Ни у кого не училась, все осваивала сама.

Интерьерными куклами Зоя Валентиновна занялась совсем недавно. Как-то раз на одной из выставок в Санкт-Петербурге вместе с подругой Зинаидой Беляковой, такой же рукодельницей, увидели одну куклу.

- От нее глаз было не оторвать! - Вспоминает Зоя Валентиновна. - Это был «Художник» известной петербургской кукольницы Ирины Медянцевой. Решили записаться к ней на курсы в Дом культуры «Суздальский». Я давно хотела этому поучиться. В куклах соединилось все, что я научилась в течение жизни — рисовать, шить, вязать, резать по дереву...

 

Сказочные образы

В студии у Ирины Медянцевой Зоя Мусонова и Зинаида Белякова успели позаниматься всего два месяца: в апреле 2017 года Ирина погибла во время террористического акта в петербургском метро. Но самые главные уроки мастерицы получить успели, узнав, как делается каркас куклы, какие материалы можно использовать, какие технологии применять. С тех пор Зоя Валентиновна сделала около двадцати кукол, большинство из которых разошлись по выставкам и добрым рукам. Все изделия уникальны, выполнены вручную, без применения готовых форм.

Образы для своих кукол Зоя Валентиновна берет отовсюду — из природы, из книг, из сказок. Неслучайно самой первой куклой стал волшебный сказочник, андерсеновский Оле-Лукойе. С ним мастерица расставаться не захотела: это ведь больше, чем кукла, это — символ того, чем она занимается. А вот эта забавная глазастая Муха сделана для выставки в детском саду. Познакомились мы в этот день и с роскошной Госпожой Метелицей, и с мудрой миссис Фэйрфакс из книги «Джен Эйр». Последние работы просто изумительны по мастерству и тонкости деталей.

А вот эта композиция - «Уроки балета в царстве Метелицы» - на днях покинет мастерскую Зои Валентиновны: ее забирает священник из Санкт-Петербурга — лечить с ее помощью сирот и детей с психологическими расстройствами.

Самая последняя работа мастерицы только начата: это будет легендарный монах Тук из фильма про Робина Гуда. Зоя Валентиновна показывает аккуратно вылепленную головку на каркасе, используя ее для демонстрации кукольных технологий.

 

Кукольная душа

Головки, руки и ноги кукол Зоя Валентиновна делает из полимерной глины, или пластики. Пластика бывает разной — затвердевающая на воздухе и запекаемая при высокой температуре. Сейчас мастерица перешла на более сложную технологию запекаемой пластики, из которой получаются самые тонкие фактурные изделия и более живые куклы.

В основе кукольной головки из запекаемой пластики — обыкновенная пищевая фольга, которая обматывается медной проволокой — общим каркасом для всего тела. На фольгу налепляется пластика. Для работы с пластикой используются специальные резцы, разнообразные медицинские, стоматологические, маникюрные инструменты. После запекания в элетропечи каркас обматывают ватином или поролоном, готовя куколку к одеванию.

Чтобы у куколки было живое лицо, его нужно расписать. Для это чаще всего используют акриловые краски, а для глазок — чтобы блестели — лак. У Госпожи Метелицы еще и платье расписано акрилом: по парчовому подолу идут красивые зимние пейзажи. Для украшений и одежды мастерицы используют все, что есть под рукой: старые бусы, брошки, ювелирные камушки, стразы. Волосы у кукол, как правило, натуральные - из ангорской козы.

За минувший «кукольный» год в жизни мастерицы произошло много интересных событий. В библиотеке Коммунара прошла первая совместная выставка Зои Мусоновой и Зинаиды Беляковой. Обе мастерицы победили в творческих конкурсах «КуклоГрад» и «Творите волшебство». А весной при церкви св. равноапостольного князя Владимира в Коммунаре открылась студия интерьерной куклы, в которой ведет занятия Зоя Мусонова.

- У нас занимаются женщины разного возраста, - говорит Зоя Валентиновна. - Одной из них — 84 года. Пришла ко мне и говорит: «Рисовать не умею, лепить не умею, шить не умею. Как вы думаете, я куклу сделаю?» Стали заниматься, сделали куклу...

На Троицу при храме сделали еще одну выставку, на этот раз - с учениками. В этой экспозиции было 40 кукол! В летний сезон ученицы, да и сама учительница, были заняты в своих хозяйствах.

- Для кукол пока не сезон, - говорит Зоя Валентиновна. - Но вот осень начнется, вся зима будет впереди. Вечера длинные, ночи длинные, можно будет творить в свое удовольствие, ни на что не отвлекаясь...

Юлия Лысанюк