Запечатленное время Валерия Костаринова

В Духовно-просветительском центре Покровского собора открылась выставка работ графика и живописца, члена Союза художников России и Международного Союза художников ЮНЕСКО Валерия Костаринова. Среди представленных работ - абстрактные полотна, портреты и фигуративные композиции.

Рубрики:  Культура

«Как понимать абстрактные работы?» - наверное, это самый частый вопрос, который задают художнику, работающему в этом направлении. Предвосхищая вопросы гостей вернисажа, который состоялся 9 декабря, Валерий Костаринов заметил, что не стоит искать что-то реалистическое в абстрактных работах.

- Это как музыка — мы ее не видим, но чувствуем, - говорит художник. - Такие работы, как «Джаз», например, можно только почувствовать.

Абстрактная живопись дает необъятный простор для интерпретаций. И в этом смысле каждый зритель становится со-участником, со-творцом художника, обогащая ту или иную работу мастера своим собственным видением и, соответственно, новыми смыслами. Получается, что оценить абстрактное произведение в полной мере может только сам зритель, и критерием такой оценки служат его внутренние ощущения. Как удачно выразилась одна из посетительниц выставки Валерия Костаринова, главное — состояние, которое возникает в результате созерцания работы. Главное — то, что остается в нас, когда мы покидаем галерею. Как музыка, которая продолжается внутри нас даже тогда, когда замирает последний аккорд...

Стать «со-участником» автора можно разными путями. Можно попытаться остановить все свои внутренние монологи, чтобы войти в молчаливый диалог с произведением. Можно поразмышлять на тему, отраженную в названии картины. Можно пренебречь такой подсказкой и попытаться погрузиться в пространство картины. И тогда, если в картине есть музыка, она обязательно зазвучит. Если в ней есть любовь, она обязательно пробудится. Если в ней есть история, она непременно заговорит. Если в картине есть время, оно оживет.

В живописи Костаринова соединились холст, краски, чувства и время. Иногда кажется, художник просто зачарован временем. Оно неслышной или тяжелой поступью проходит через его работы, «состаривая» или оставляя навечно юными запечатленные в них образы.

Отчетливы следы времени в работе с лаконичным названием «Белый». Несмотря на кажущуюся простоту и банальность, белый цвет богат разнообразными оттенками. Мы знаем множество оттенков, близких белому: слоновая кость, молочный, фарфоровый, сероватый. Но это полотно Костаринова — не просто эксперимент с оттенками белого. Как и в других работах, в этой есть история. Белый — начало всех начал. Белый — это девственная белизна только что оштукатуренной стены, которая быстро покрывается пятнами и царапинами. Белый — это южный город с путаными линиями кварталов. Белый — это еще не пробужденное сознание младенца, чистый лист, на котором каждый день появляются новые знаки. Белый — это совсем не белоснежная седина глубокого старика.

Время прочерчивает глубокую «трещину» в работе «Иконографический пейзаж», но древние образы проступают сквозь фактуру письма, противостоя разрушению и тлену. Работа из серии «Детство» тоже проводит нас сквозь время - назад, туда, где есть только золотое, светлое, высокое. Солнечный колорит этой картины возвращает зрителя в золотую пору безмятежности и счастья, всю полноту которых человек может испытывать только в детстве. Веселая толкотня ребятни на вершине горы, головокружительный полет вниз на санках, замерзшие ладошки в задубевших от снега варежках, мечта о горячем чае, который приготовит мама. Золотое лето с легкими корабликами и цветными домиками, приходящее к нам в наших взрослых снах. Детство пролетает быстро, оставляя в памяти золотые следы...

Триптих «Македонский» - размышления художника об античном детстве человечества. Древний полководец Александр Македонский для Валерия Костаринова не просто завоеватель. Это источник и символ новой энергии, выводящей человечество на новый виток развития. Македонский — не разрушитель, а созидатель — империи, новых смыслов, новой истории.

«Джаз» - одна из последних работ мастера, и, видимо, неслучайно в экспозиции она разместилась напротив одного из самых первых абстрактных полотен Костаринова «Лето». Между обеими работами — около двадцати лет. Эту разницу в «возрасте» можно использовать как еще один способ знакомства с живописью Валерия Костаринова. Шаг за шагом, картина за картиной, можно пройти вместе с художником по его творческому пути, замечая, как совершенствовалось его мастерство.

Поздравляя художника с очередной выставкой, его коллега Игорь Шинкар отметил безупречность композиции всей экспозиции в целом. На выставке представлено относительно небольшое количество работ Костаринова, что позволило оставить «пустоты» между ними.

- На самом деле, это не пробелы, - считает Игорь Шинкар. - Должна быть пустота для размышления. Это пространство как-то завораживает и останавливает... Как композиция выставки безупречна, так и каждая работа на ней по-своему состоялась... Ключевое слово для восприятия абстракции - впечатление. Вот, к примеру, работа «Праздник». Кто-то увидит в ней печальные последствия праздника. А для меня здесь — только самые лучшие впечатления: праздник закончился, все уже убрано, но ты все еще переживаешь этот момент или ждешь его снова, вспоминая самое лучшее... Очень впечатлила работа «Цирковая семья». Смотришь и понимаешь: цирк — это огромный труд, это усталость после каких-то трудных номеров или ожидание какой-то сложной поездки или работы.

Выставка Валерия Костаринова в Духовно-просветительском центре Покровского собора продлится до 4 января 2019 года. Адрес галереи: Гатчина, угол ул. Достоевского и ул. Горького. Время работы: вторник, суббота, воскресенье с 12 до 16 часов.