Робототехника в Гатчине: учимся мыслить и творить, играя

Робототехника в Гатчине: учимся мыслить и творить, играя

Педагоги Гатчинского Центра информационных технологий занимаются дополнительным образованием школьников в самых разных сферах интеллектуальной деятельности. Программирование, создание сайтов, компьютерная изостудия, естественные науки – это будущее, которое создается сегодня.


Однако в Гатчинском ЦИТ готовят не только потенциальных программистов и ученых, но и будущих конструкторов и изобретателей. Два года назад здесь заработали курсы робототехники, которые пользуются огромной популярностью у школьников. О появлении и развитии этого интересного направления мы поговорили с директором ЦИТ Ольгой Зобкало.

- Наш Центр информационных технологий изначально зародился в недрах Петербургского института ядерной физики им. Б.П. Константинова, - напомнила Ольга Михайловна. - Это была команда программистов, которая в свое время организовала курсы для населения. Педагоги из ПИЯФ работают у нас до сих пор. Благодаря этому у нас всегда очень активно развивалось именно естественно-научное направление — физика, математика, биология, химия, программирование, информатика. Конечно, нам было интересно и активно развивающееся направление робототехники. Как только у нас появилась возможность, мы приобрели первый набор робототехники, и стало ясно, что эта востребованная тема целиком укладывается в идеологию нашего Центра.

Как говорит Ольга Зобкало, занятия робототехникой не предполагают, что ребенок будет просто что-то собирать по готовой инструкции к конструктору.

- На самом деле, это только самые первые шаги, - говорит она. - А вот дальше начинается программирование, дальше начинается творчество, дальше надо уже иметь много разных навыков, как технических, так и естественно-научных. У нас все это срослось просто самым замечательным образом...

Пока на курсах робототехники в ЦИТ преподает всего один педагог — научный сотрудник ПИЯФ Андрей Фетисов. Сам по себе замечательный специалист, он прошел педагогическую переподготовку и прекрасно работает с детьми. Ребят, изучающих робототехнику в ЦИТ, - около шестидесяти. Нагрузка у педагога большая: каждый день здесь занимаются несколько групп разных возрастов. Как отмечают сотрудники ЦИТ, это современное направление действительно оказалось очень востребованным, и дело даже не в распространившейся в наши дни моде на роботов. Робототехника — наука будущего. Ведущие эксперты прогнозируют бум сервисной и персональной робототехники уже к 2025 году, а это означает, что потребуются десятки тысяч новых специалистов.

- Детям очень интересно, и мы видим, что это направление требует дальнейшего развития, - говорит Ольга Зобкало. - Мы начинали работать с традиционными для этого направления наборами LEGO, но сейчас ясно, что надо рассматривать и другие варианты - «Ардуино» и многие другие новые технологии, которые дают детям гораздо большую свободу для творчества. Ребенок может собрать робота за полчаса, а вот процесс его программирования может занять месяцы, и эта часть работы — самая интересная, творческая. Всю эту алгоритмику дети осваивают по ходу дела, играя. Они получают результат и сразу понимают, что такое алгоритм, условия, все эти разветвления «если... то...». И это очень хорошо. У нас получается так, что наши творческие группы — например, киностудия, мультстудия, изостудия — оказываются связаны с той же самой робототехникой. Роботов, например, можно использовать в мультике как героев. Или киногруппа берет интервью в соседней группе робототехники и делает свой фильм на этом материале...

Чем же занимаются ребята на уроках робототехники? Это научно-техническое направление, как известно, основано на трех «китах» - электронике, программировании и конструировании, и все они между собой взаимосвязаны. Еще недавно понятие о робототехнике ассоциировалось у нас с научной фантастикой или технологиями будущего. Человекоподобные, паукообразные или даже собакообразные роботы — интересно, забавно и, возможно, полезно. Но, на самом деле, современные роботы часто не соответствуют этим довольно однобоким представлениям.

У некоторых ребят в группе Андрея Фетисова, которая занималась в этот день в ЦИТ, можно было увидеть конструкции из LEGO. Да, сложные, да, непривычные, но вполне узнаваемые, хотя бы по внешнему виду. Но больше всего понравились странные приборы, назначение которых — не удивить, а послужить человеку.

Для непосвященного конструкция на рабочем столе у Андрея Красильникова - всего лишь непонятный набор панелей, датчиков с разноцветными проводками и светящимися лампочками. На самом деле, это не что иное, как мини-метеостанция, которая выводит информацию о влажности, температуре воздуха и атмосферном давлении. Андрей учится в пятом классе Гатчинского лицея №3. Его любимые предметы в школе — математика и информатика. Как он сам говорит, раньше просто собирал роботов и программировал, а сейчас занимается более сложными вещами. Мини-метеостанцию парень собрал сам, поискав нужную информацию в интернете.

Саша Пархоменко разработал программу, измеряющую свет. Она автоматически регулирует подачу искусственного света в помещение, реагируя на уровень дневного света за окном. Чем темнее за окном, тем ярче будет свет в комнате, и наоборот. Сам сложный прибор уже практически готов, но требует доработки. Кстати, Саша — четвероклассник, приезжает сюда из Тайцев дважды в неделю. Робототехникой занимается первый год, о программировании раньше знал только понаслышке.

Как говорит руководитель студии робототехники, Андрей Александрович Фетисов, дети здесь занимаются разные.

- Есть шестилетние пацаны, которые еще ничего не боятся, - улыбается он. - Они приходят сюда и сразу же начинают по клавишам стучать — активно работать. Им это интересно. Многие приходят поначалу из-за роботов, представляя, как они будут ходить, летать. Некоторым интересно другое — что-то придумать самому... Дети, в основном, «компьютерные», руками работать, как правило, не привыкли. Ребята постарше в обязательном порядке осваивают у нас паяльник, учатся сами паять платы.

Все эти мальчишки и девчонки, которые занимаются в студии Андрея Фетисова, наверное, еще слишком юны, чтобы ясно представить себе, кем они станут в будущем. Однако их увлеченность и серьезное отношение к делу говорят, что для них робототехника — не просто игра. Скорее, для маленького человека это способ через игру осознать свои возможности в изменении окружающего мира, в творчестве, которое может приобретать разные формы. Пусть даже оно заключено в сухих символах выведенного на экране монитора алгоритма. Не зря же предполагают, что мир вокруг нас тоже создан на основе неких неведомых нам алгоритмов...