Когда оценочные суждения не уместны
Накануне 75-летия освобождения Гатчинского района от фашистских захватчиков в редакцию газеты «Гатчинская правда» пришло письмо от историка, журналиста Александра Можаева, в котором он обратил внимание на информационный стенд, посвященный истории храма святителя Алексия митрополита Московского в поселке Тайцы.
Этот стенд с исторической справкой установлен при входе в храм. Автор письма заострил внимание на том, как отражен период Великой Отечественной войны: «В августе 1941 года безбожная советская власть на время отступила – в Тайцы вошли немецкие части. Местные жители тут же обратились к командованию с просьбой открыть свой любимый храм и разрешить совершение в нем богослужений. Немецкое командование не только откликнулось на их просьбу, но и помогло привести храм в более-менее подобающий вид».
По мнению автора письма, такой текст не должен находиться на территории, где помимо храма расположен памятник узникам концлагеря и братская могила советских воинов – объект культурного наследия. Этот мемориал создан на месте захоронения красноармейцев, погибших в 1919 году, воинов 2-й гвардейской дивизии народного ополчения Ленинграда, погибших в 1941 году и воинов 120-й Гатчинской и 224-й стрелковых дивизий, павших при освобождении населенных пунктов Куприяновка, Большие и Малые Тайцы, Александровка.
Обсуждение продолжалось с осени прошлого года. Именно тогда текст заметили (видимо, не местные жители), сфотографировали и высказали недоумение в социальных сетях, после чего, как пишет Александр, «начался нелепый спор о том, имеет ли фраза скрытый подтекст».
Мы тоже обращались к разным людям, и, нужно сказать, реакция была эмоциональной. С одной стороны, говорили: «Тут нет ничего, кроме исторической справки. Действительно, на оккупированных территориях открывали храмы»; «Факт есть факт. Теперь это история. Нам ее не изменить».
По мнению автора письма, эта историческая справка имеет определенные эмоциональные акценты:
- Факты фактами, все обсуждаемо. Но вышло в результате так, что пока одни обороняли Ленинград, другие обращались к немецкому командованию с неважно какими просьбами. И мне кажется дикой бестактностью размещать это рядом с мемориалом, – пишет Александр.
С ним согласна депутат Таицкого поселения Елена Никонова. Она считает, этот «фрагмент совершенно оценочный», что в данном случае недопустимо, а само обсуждение кощунственно.
- Был враг, он пришел на нашу землю, принес всем горе и страдания. И обсуждать нечего. А тут, получается, жителям главное было, чтобы храм работал, и «немецкое командование» их облагодетельствовало, – возмущается Елена Николаевна.
Самому стенду уже 15 лет. По словам протоиерея Игоря Ковальчука, настоятеля храма святителя Алексия митрополита Московского, для его оформления использованы материалы статьи «Таицкие храмы», опубликованной в журнале «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» (кстати, именно эта статья перепечатывается, а еще чаще цитируется на разных сайтах и в социальных сетях). Прихожане – жители поселка Тайцы, среди которых есть и ветераны, и блокадники, все эти годы замечаний отцу Игорю по поводу стенда не высказывали. И, похоже, вообще на этот стенд внимания не обращали. Представители старшего поколения по этому поводу замечали, что «верующие приходят в храм к Богу, а не стенды читать».
- Мы гордимся нашим храмом и нашим батюшкой. Отец Игорь всю свою жизнь посвятил храму. Это и возрождение прихода, и благолепие храма, - говорит жительница поселка Тайцы, заместитель председателя Общественной палаты Гатчинского района Тамара Павлова. - Что касается стенда, полагаю, нужно изменить текст о военном времени. А то складывается неправильное впечатление о Гатчинском районе.
Прежде чем обратиться в «Гатчинскую правду», Александр переслал снимок стенда в благочиние и епархию, но не получил ответа. Тогда мы обратились в Гатчинскую епархию с редакционным запросом – попросили оставить только факты и убрать оценочные суждения.
Спустя пару недель по телефону протоиерей Владимир Глазунов, которому было поручено уладить дело, сообщил, что некорректный фрагмент текста со стенда уже убрали. И это действительно так. Его аккуратно закрасили, как будто и не было.
Спасибо всем, кто оказался не равнодушен, кто сохраняет историю и чтит память о людях, защищавших и освобождавших родную землю.