Игумен Александр (Пахомов): «В своих фотографиях стараюсь показать красоту Божьего мира»

В духовно-просветительском центре Покровского собора Гатчины открылась фотовыставка «Оглядываясь вокруг». Автор работ — игумен Александр (Пахомов), настоятель храма Рождества Христова в селе Старополье Сланцевского района.

Рубрики:  Культура

У гатчинцев появилась уникальная возможность познакомиться с интересным человеком, фотохудожником, имеющим свой взгляд на красоту окружающего нас мира. Игумен Александр (Пахомов) — настоятель одной из красивейших церквей Ленинградской области. Этот величественный пятиглавый храм в русско-византийском стиле был построен в селе Старополье в 1888 году по проекту архитектора И.Б. Слупского. Как и многие другие русские храмы, церковь Рождества Христова была сильно повреждена в годы большевистского лихолетья и сейчас находится в стадии восстановления.

- Творчество представителей духовенства - не редкость, говорит организатор выставки, староста Покровского собора Геннадий Богданов. - Оно позволяет раскрыть таланты не только в проповеди или служении, но и в каком-либо увлечении - духовном или душевном. Благодаря открытию духовно-просветительского центра им. отца Иоанна Смолина при Покровском соборе, у нас появилась возможность представлять творчество таких интересных людей, как игумен Александр (Пахомов), и многих других замечательных фотографов и художников.

В данной экспозиции представлены портретные и пейзажные фотографии, выполненные игуменом Александром (Пахомовым) в святых местах России. Череменецкий монастырь, Дивеевская обитель, Николо-Угрешский монастырь, Крыпецкий монастырь, Псковский кремль... Лики и лица, образы и характеры - священников и мирян, монахов и послушников, взрослых и детей... Несколько фоторабот на выставке передают красоту и величие храма в Старополье. Глазами мастера красота Божьего мира раскрывается во всей своей полноте, словно доверившись его любви и желанию познать глубины человеческого бытия.

Игумен Александр родился в 1971 году. Окончил высшее военное училище с получением дополнительного высшего образования по психологии. В 1996 году принял монашество и священный сан. Офицер запаса, монах, настоятель храма, фотохудожник...

- Отец Александр, когда началось Ваше увлечение фотографией?

- Начал заниматься фотографией со школьной скамьи. Первым фотоаппаратом стала «Вилия» (упрощенная «Смена-8М»), потом были «ФЭД-3», «Зенит-ЕТ», а сейчас - «Canon».

- Сначала военный, потом монах и священник: легко ли было делать такой выбор?

- Во всем мире служат только в двух местах — в армии и в церкви, а в остальных работают. И это даже не служба, а служение, поэтому для меня этот переход совершился как-то просто и естественно.

- Что для Вас главное в фотографии, что привлекает в первую очередь?

- Самое интересное для меня - это люди. Творчество в какой-то мере можно сравнить с живым организмом, и чтобы оно правильно развивалось, в основу необходимо положить определенные, точно сформулированные мировоззренческие установки. Как православный христианин, я верю в то, что человек создан по образу и подобию Божиему. Это позволяет «воцерковить» душевные увлечения и превратить фотографию в форму христианской проповеди, которая доступна для любого человека, верующего или неверующего. По словам Тертуллиана, душа по природе — христианка, и благодаря фотографии любой человек может легко прийти к каким-то важным для себя выводам. Моя сверхзадача в том, чтобы, увидев мои фотоработы, человек поверил в то, что Бог в этом мире все-таки присутствует, и Его проявления можно увидеть.

- Что делает фотографию живой, дышащей, атмосферной?

- Если опустить техническую составляющую съемки, то необходимо начать с вопросов этики. Самый очевидный из них - это человеческое общение. Если хочешь сфотографировать человека, надо с ним нормально, по-человечески поговорить, и тогда, вероятнее всего, он раскроется. Человек, внезапно выхватывающий свою фотокамеру и снимающий без предупреждения, мало кому нравится. Конечно, существует так называемая уличная фотография, построенная на незаметном фиксировании окружающего мира. Здесь особую роль играют нравственные приоритеты самого фотографа.

Еще один важный момент – это аккредитация. Всегда приятно иметь дело с человеком, который на любом мероприятии не скрывает ни себя, ни своих целей. Конечно, все это не гарантирует удачной съемки, но порой очень сильно облегчает саму съемку. Огромное значение имеет обращение к опыту предыдущих поколений, что позволяет не тратить времени и сил на «изобретение велосипеда». И здесь в помощь будет не только визуальная культура, но и литература.

Фотография всегда показывает отношение ее автора к окружающей действительности. Если человек верит, что мир абсурден, то и фотография будет абсурдной. Фотоаппараты и смартфоны есть сейчас почти у всех. У молодежи в наши дни огромные возможности, но есть и минус — не до конца сформированное мировоззрение. Для большинства молодых людей это нормальное явление, потому что они находятся в поиске, и дай Бог, чтобы этот поиск не затянулся. А ныне популярна теория потребления — крайне низкосортный эрзац теории достижения внутренней гармонии человека. Поэтому, когда видишь у молодых людей работы с глубоким содержанием, искренне радуешься.

- Что Вас привлекает в творчестве, искусстве? Откуда черпаете вдохновение?

- В первую очередь меня привлекают произведения духовно близких авторов, однако, в моей жизни находит свое место и нехристианское искусство. Так, определенное влияние на меня имеет древняя японская литература. Из фотографов напрямую на меня повлияли Борис Михалевкин, с которым я был знаком только по его работам, и Юрий Костыгов, фотограф Санкт-Петербургской митрополии, с которым я многие годы был лично знаком. Первая моя встреча с ним закончилась мастер-классом, которая вернула меня в фотографию после десятилетнего перерыва в фототворчестве. Многолетнее знакомство с этим интересным человеком подарило мне много светлых моментов в моей жизни. Я благодарен ему за то, с какой любовью и терпением он подвергал разбору мои работы, что много дало мне в творческом плане. К сожалению, они оба уже почили.

Возвращаясь к вопросу о моем источнике вдохновения, главным для меня является православная вера, в которой даже самые отвлеченные богословские догматы имеют практическое приложение. Так, богословие называет два вида Божественного откровения — естественное и сверхъестественное. Сверхъестественное откровение — это непосредственно откровение от Бога. Естественное откровение — когда Бог открывает Себя нам в Своем творении. Пример такого откровения — природа, которая лежит перед нами как огромная книга, имеющая одной своей обложкой небо, а другой землю. Все, что мы видим - это Божие творение. Об этом важно помнить, когда хочешь показать какую-то часть природы – одну из страниц этой книги.

- Как защищаться от наносного, суетного, от всего того, что засоряет наше внутреннее зрение и мешает видеть эту красоту?

- Для человека очень важно порой остановиться и посмотреть вокруг себя. Порой хватает нескольких минут тишины, чтобы осознать ту неброскую красоту, встречающуюся на каждом шагу. Порой достаточно мгновения, чтобы рассмотреть образ Божий в человеке, находящемся рядом... Если у человека есть твердые внутренние установки и деятельная вера, то он сможет вовремя одуматься. Пока человек с Божьей помощью способен двигаться к нетварному Свету, то все, что вокруг него происходит, не повредит ему.

Выставка «Оглядываясь вокруг» игумена Александра (Пахомова) будет работать по 15 мая, с 12 до 16 часов (вт., ср., пт., сб., вс). 12 мая в духовно-просветительском центре Покровского собора (ул. Красная, д.1), состоится встреча с игуменом Александром (Пахомовым).