Страсти по Шекспиру в Гатчинском ТЮЗе

Страсти по Шекспиру в Гатчинском ТЮЗе

В Год театра Гатчинский ТЮЗ преподнес городу замечательный подарок – спектакль петербургского режиссера Алексея Утеганова «Страшные сказки» по произведениям великого Шекспира. Премьера новой постановки состоялась 24 апреля.


«Страшные сказки» - необычный и очень свежий взгляд на Шекспира, попытка режиссера предложить новое, современное прочтение хорошо знакомых нам классических произведений. Недаром на сцене не раз появляется символ импровизации - Человек, похожий на Шекспира, который называет себя автором новой пьесы. В основе «Страшных сказок» - пять трагедий Шекспира в коротком, но очень энергичном и емком пересказе. Точнее, пять самых пиковых, практически культовых сцен, которые оказываются отдельными историями, неуловимо связанными друг с другом.

Вовлекая нас в романтическое, местами мистическое и кровавое приключение по вселенной Шекспира, режиссер словно исследует пограничные сферы человеческого бытия. Качается невидимый глазу маятник. Что перед нами - трагедия или комедия, психологический триллер или фарс? Комическое неожиданно перетекает в трагическое, и то и другое порой резко контрастируют друг с другом. Зритель смеется над какой-нибудь сценой, чтобы через минуту затаить дыхание, вслушиваясь в пронзительную речь героя.

Актеры непрерывно лицедействуют, постоянно меняя лица, маски, характеры, интонации. Каждый из них играет несколько ролей, часто полярных. Зал замирает, когда, сбросив маску пропойцы-могильщика, горький и страшный монолог произносит Павел Явдосюк. Ему внимают Гамлет (Валентин Данилов) и второй «могильщик» (Сергей Трифонов). Одно лицо - Дух легкомысленности, беспокойная Джульетта, смешливая и трагичная одновременно Дездемона (актриса Валентина Зудова). Ряд «королевских» ролей — призрака отца Гамлета, короля Лира, Отелло, Дункана — играет Сергей Брагинец. Роли двух величественных особ — королевы Гертруды и леди Капулетти — у Юлии Мартыновой. Дух театра сменяется Полонием, острой на язык Кормилицей и элегантной и коварной леди Макбет (Наталья Корух). Страдающая Офелия превращается в циничную Эмилию (Кристина Вебер). На протяжении всего спектакля хохочут, кривляются и жеманничают три ведьмы, колдующие над своим зельем, три Мойры, прядущие тонкую нить человеческой жизни (Светлана Бажина, Елена Приказчикова, Жанна Корнеева).

- Постановка Шекспира в Год театра абсолютно неслучайна, - говорит главный режиссер Гатчинского ТЮЗа Елена Котельникова. - Шекспир — символ театра. Он актуален во все времена, ведь все, о чем он говорит, — это наша жизнь. К тому же, это такой великолепный материал, над которым любому артисту в любом театре хочется работать.

У режиссера «Страшных сказок» Алексея Утеганова - большой опыт успешной работы в театрах Санкт-Петербурга (Молодежный театр на Фонтанке, Театр на Васильевском, театр им. Комиссаржевской), в других театрах российских и зарубежных городов. Но, как он сам признается, эта постановка для него не совсем обычна.

- У нас сложилось несколько коротких и выразительных историй, которые могут заинтересовать и взрослую публику, и молодежь, и детей, кроме самых маленьких, конечно, - говорит режиссер. - Все они относятся к жанрам, которые сейчас наиболее активно присутствуют в сериалах и кинематографе. В первую очередь, спектакль рассчитан на молодых людей, которые находятся внутри современной культуры. Поэтому мы далеки от так называемого классического прочтения Шекспира. Одна из главных задач спектакля — заинтересовать молодежь, чтобы она повернулась к классике и захотела читать или смотреть ее. И мы пытаемся это делать, хотя это может вызвать у любителей классического прочтения отрицательные эмоции. Но это нормально — театр и режиссер всегда являются заложниками своих решений.

Идея расширить репертуар, введя в него вечерние спектакли для молодежи и взрослых, у Елены Котельниковой возникла давно.

- Наши актеры просто поразительно работают на прекрасных детских спектаклях, - говорит она. - Но мы решили, что нельзя артистам играть только детский репертуар. Время от времени им необходимо участвовать и в серьезных, «взрослых» постановках. И произведения Шекспира идеально подходят для этого.

Елена Котельникова поставила режиссеру «Страшных сказок» условие: в этой постановке должна участвовать вся труппа. И, несмотря на то, что от каждого потребовалась полная самоотдача, актеры отнеслись к этому положительно.

- Наши артисты привыкли работать с детским репертуаром, и поэтому всегда выкладываются, - говорит Елена Николаевна. - Но я сразу и очень сильно почувствовала внутреннюю перемену в них. Алексей Утеганов поставил перед актерами много вопросов и задач, дал им возможность для импровизации, чтобы они смогли почувствовать себя и полностью реализоваться. Шекспир их как-то мобилизовал, собрал. Все будто притихли, каждый очень серьезно задумался над текстом. Они очень переживают, что-то ищут все время. Все это перевернуло их актерскую сущность...

Сквозь всю постановку проходит постоянный рефрен: все закончилось очень плохо, в конце все умерли, но пьеса — хорошая.

- Да, в конце мы все умрем, и с этим ничего не поделаешь, - говорит Алексей Утеганов. - Но в этом промежутке — между рождением и смертью - будет интересно. Я фаталист, и я думаю, что от судьбы никуда не уйти: что на роду написано, то и будет. Но от нас, наверное, зависит сделать нашу жизнь яркой, интересной.

Несмотря на печальный финал, послевкусие от спектакля неожиданное — в нем не ощущается безысходность. Все трагические персонажи прожили яркую, полную жизнь, испив до дна и горечь, и радость, и любовь, и страдания. Может быть, главный урок спектакля — не бояться жить? Не бояться впускать в свою жизнь все, что она с собой несет — и плохое, и хорошее? Любить хорошее и бороться с плохим — и в первую очередь, в самом себе! - в силу своего разумения и храбрости, как и герои Шекспира...

Новая постановка Гатчинского ТЮЗа посвящена объявленному в России Году театра. Но на Шекспире труппа театра останавливаться не собирается. Помимо «Страшных сказок» нас в скором времени ждут еще два новых спектакля.

- После премьеры по Шекспиру мы сразу же начнем делать детский мюзикл, - говорит Елена Котельникова. - Для нас это немножко другая сфера, достаточно сложная, которая потребует от актеров большого сосредоточения, высокой эмоциональной нагрузки, занятий вокалом. Надеемся, что наши артисты получат колоссальный заряд эмоций и удовольствия от этих двух премьер.

И уже в планах на осень — еще один новый спектакль. Кроме того, ТЮЗ планирует восстановить две старых, любимых маленькими зрителями постановки - «Аленький цветочек» и «Кот в сапогах». Последний спектакль, кстати, будет посвящен памяти композитора Николая Терентьева, который написал к нему музыку. Этой же осенью Гатчинский ТЮЗ планирует показать свои спектакли в Санкт-Петербурге и Хельсинки.

- Мы стараемся не оставить равнодушным каждого зрителя и с нетерпением ждем и юных, и взрослых гатчинцев на наших спектаклях, – говорит заведующая ТЮЗом Виктория Александрова. – Хочу выразить благодарность тем, кто принимал и продолжает принимать участие в деятельности нашего театра — Гатчинскому отделению КПРФ в лице Валерия Ершова и Виктора Тарасова, руководителю благотворительного фонда «Теплый дом» Ларисе Калининой.

Следующий показ спектакля «Страшные сказки» состоится 17 мая в 19 часов в ЦТЮ.

Гатчинский ТЮЗ приглашает всех желающих на спектакль «Победная Гатчина», который состоится 6 мая в 12 часов.

 

Фото Ольги Фирсовой