Владимир Бродарский сделает Александра III для Гатчины

В Гатчинском дворце состоялось подведение итогов Международного открытого творческого конкурса по созданию памятника императору Александру III. Заседание жюри возглавил председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Рубрики:  Культура

Напомним, Российское историческое общество (РИО) совместно с Российским военно-историческим обществом в мае 2018 года объявили конкурс на создание нового памятника императору Александру III. Сергей Нарышкин тогда отметил важность личности Александра III, который вместе со своим отцом императором Александром II «заложил прочную основу отечественного исторического просвещения». Сергей Нарышкин напомнил, что Гатчина была любимой резиденцией Александра III, однако до сих пор памятника правителю на территории дворца нет. Новый монумент Императору планируют установить во дворе Арсенального каре Гатчинского дворца.

Прием заявок на конкурс был открыт первого июня 2018 года. Для участия художникам – скульпторам необходимо было представить эскизы памятника. Проект памятника должен был быть создан на основе первых эскизов монумента императору Александру III работы Паоло Трубецкого. Именно Трубецкой является автором знаменитой конной статуи Александра III, изначально установленной в Санкт-Петербурге на Знаменской площади у Николаевского (ныне – Московского) вокзала. В наши дни памятник стоит в парадном дворе Мраморного дворца. Монумент посвящен «Державному основателю Великого Сибирского пути».

Однако этот памятник стал второй работой Паоло Трубецкого, а первый проект так и остался нереализованным – в нем скульптор изобразил императора сидящим на троне. Именно этот образ предлагалось воссоздать участникам конкурса.

На конкурс было представлено четыре заявки от скульпторов Владимира Бродарского, Марата Гусейнова, Андрея Коробцова и Анатолия Попова. Их работы похожи между собой и выполнены в общей концепции, тем не менее, каждый по-своему представил видение памятника Императору для Гатчинского дворца.

Заседания жюри состоялось в Белом зале Гатчинского дворца. Его участниками стали заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вилинбахов, скульптор, член Российской академии художеств Григорий Ястребенецкий, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Семен Михайловский, председатель комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Константин Сухенко, директор Института российской истории РАН, член президиума Российского исторического общества Юрий Петров и другие.

- Роль Александра III в истории России – велика. Достаточно вспомнить о том, что при нем страна не вела ни одной войны. Соседи даже не помышляли о претензиях на части территории Российской Империи. Существовала молва, что в Европе ни одна пушка не имела права выстрелить без согласия русского царя. Не последнюю роль в этом сыграло мощное экономическое и промышленное развитие России, а также отличное состояние и подготовленность военно-морского флота. Значительную часть жизни Александр III проводил в Гатчинском дворце. Здесь он занимался государственными делами, проводил время с семьей и уделял внимание Русскому историческому обществу, почетным председателем которого он был со дня его основания, - сказал в своем приветственном слове Сергей Нарышкин.

Алла Манилова отметила, что перед участниками конкурса стояла непростая задача – воссоздавать проект гениального автора.

- За такую работу возьмется не каждый скульптор, - сказала она.

Василий Панкратов выразил надежду, что памятник успеют установить к марту 2020 году, когда Гатчинский дворец будет праздновать 175-летие со дня рождения Александра III.

Григорий Ястребенецкий сказал, что все четыре работы, представленные на конкурс, заслуживают внимания, но только эскиз работы Владимира Бродарского представляет собой произведение искусства.

- Это один из самых талантливых скульпторов на сегодняшний день, - отметил он.

Семен Михайловский выказал восхищение тому, с «каким уважением и тактом к истории» происходит реставрация Гатчинского дворца, который достоин получить новый памятник Императору.

Несмотря на то, что губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко не входит в конкурсную комиссию, он также поддержал работу Владимира Бродарского, сказав, что «памятник должен быть, прежде всего, произведением искусства». С ним согласен Юрий Петров.

- Бродарский производит наиболее яркое впечатление, его эскиз выходит за рамки простого портрета. Но стоит доработать портретное сходство с Императором, - добавил он.

Таким образом, победителем Международного открытого творческого конкурса по созданию памятника императору Александру III стал выпускник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Владимир Бродарский. Скульптор удостоен стипендии правительства Санкт-Петербурга, награжден медалью им. И.Е. Репина, является участником Венецианского архитектурного биеннале, автором бюста А.В. Луначарского для ежегодной Культурной премии в Санкт-Петербурге.

В рамках заседания Сергей Нарышкин также вручил директору Ивангородского музея-крепости Ирине Мироновой гашеную марку, посвященную 525-летию культурного объекта. Церемония гашения марок этой серии прошла накануне в Доме Российского исторического общества в ходе круглого стола «Малые города России: историко-культурное наследие и комфортная городская среда».

После проведения мероприятий в Гатчине Сергей Нарышкин посетил Российский государственный исторический архив, где в сопровождении руководителя Федерального архивного агентства Андрея Артизова осмотрел документы из архивного фонда Императорского русского исторического общества, оцифрованные копии которых Андрей Артизов передал Сергею Нарышкину. Сергей Нарышкин также принял участие в заседании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I, которое прошло в Главном штабе Государственного Эрмитажа.

Фото Ольги Фирсовой