«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

«Настоящее и будущее общественных пространств в Гатчине» - проектный семинар под таким названием и общественное обсуждение проектов восстановления и благоустройства «зеленых зон» города собрали в конференц-зале Гатчинского фонда поддержки малого бизнеса неравнодушных горожан.


- Мы хотим получить ваше видение тех территорий, на которых вы будете жить, и которые будут комфортны именно для вас. А также рассмотреть их благоустройство с точки зрения развития туризма, - сказала, приветствуя участников семинара, председатель комитета по архитектуре и градостроительству Гатчинского района Елизавета Гречухина.

Речь шла о будущем Приоратского парка в окрестностях Черного и Глухого озер, набережной реки Колпанской, бульвара Авиаторов, сквера у реки Колпанской (в народе Колпанка) и парка Пильня (Мариенбург, Егерская слобода).

Гатчина – первый город в Ленинградской области, где внедряется подобная практика. Увидеть, как это происходит, приехали гости из Санкт-Петербурга, Калининграда и других регионов – участники Форума государственного управления.

Организаторами мероприятия выступили адинистрация Гатчинского муниципального района, Северо-Западный институт управления РАНХиГС и Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. В рамках дипломных работ будущие архитекторы под руководством своих наставников полгода вели исследовательскую работу, а затем предложили интересные идеи, которые, как надеются участники семинара, не оставят без внимания в комитете по культуре Ленинградской области, нацеленном на благоустройство Приоратского парка.

Сначала «спикеры» выступили с презентациями своих проектов, продемонстрировав предлагаемые идеи на эскизах. Из четырех территорий три расположены в микрорайоне Аэродром и на границе с Мариенбургом и взаимосвязаны между собой. Для жителей микрорайона в комплексе благоустраивается зона, начиная от реки Колпанской в Мариенбурге. Вдоль реки она огибает микрорайон Аэродром, соединяется с бульваром Авиаторов и выходит на уже спроектированный Аэропарк (у железной дороги).

 

Парк Пильня для Мариенбурга

На проекте парк Пильня располагается за Егерской слободой. В видении проектировщиков он стал чуть больше, чем эта территория нам знакома. По идее авторов, корпуса завода им.Рошаля в какой-то период могут быть убраны. А часть реки, которая заведена в коллектор, возможно, будет открыта. Таким образом, формируется довольно протяженная зона с совершенно разными ландшафтными особенностями.

Территория между центральной частью Егерской слободы и железной дорогой представляет собой пойменную долину с большими просторами воды по весне. Она может оставаться в пейзажном варианте. Рядом - территория с более интенсивным использованием, с досуговыми и  спортивными площадками.

Красной нитью через весь проект, по всей длине рекреационных зон, проходит пешеходный маршрут и велодорожка. Летом ее могут использовать роллеры. А зимой – это освещенная лыжная трасса.

В каждой рекреационной зоне парка Пильня предлагается своя точка притяжения: это какие-то акценты, которые позволят самостоятельно жить этому микрорайону. Так, например, в пейзажной части с более плавными линиями в планировочной структуре организуется несколько подходов к воде, а также какое-то подобие детской железной дороги. Этот аттракцион - дань истории. Здесь проходила железная дорога, и сюда когда-то заходили железнодорожные составы.

Также предлагается поработать над восстановлением самой Егерской слободы. По мнению проектировщиков, Егерская слобода, как памятник деревянного зодчества, пока еще в сравнительно неплохом состоянии. Специалисты предлагают решить вопрос с выкупом исторических зданий и организовать здесь туристический центр. В центре построить площадь для проведения различных мероприятий и эстраду с амфитеатром.

- Для нас это место несет в себе невероятную эмоциональность и некий культурный код, который очень важно сохранить, - сказала жительница Мариенбурга. - Хочу пожелать отделу архитектуры не бояться ставить высочайшую планку. Мы хотим сохранить Егерскую слободу - это нужно уже сейчас обозначать. И пусть пройдет десять лет, но когда-то надо начать. Дома горят, не все люди, проживающие в этих домах, бережно относятся к своему наследию, поэтому утрачивается многое.

Горожане сразу поддержали идею парка, но обратили внимание, что у проекта будут ограничения, связанные с наличием объектов культурного наследия. В том числе и в отношении завода им. Рошаля, где, возможно, ничего сносить нельзя, но использовать, сохраняя объемы, фасады – можно. А это украсило бы любой архитектурный проект.

- Задумка замечательная, - согласился другой участник семинара. - Разрушающаяся Егерская слобода – слезы в душе. Что касается архитектурного университета, хотелось бы, чтобы он и дальше работал с нашим городом, чтобы студенты учились, развивались сами и помогали нам развивать городское пространство.

 

Варианты благоустройства Приоратского парка

На семинаре для Приоратского парка было предложено два проекта.

- Мы провели в архивах много времени, тщательно изучали документы, - отметил старший преподаватель кафедры архитектурно-дизайнерского проектирования Константин Самоловов. - Хочу отметить, что при понимании подходов – что и как охраняется, при выявлении ценности можно деликатно вносить какие-то корректировки, чтобы использовать потенциал парка и создать более комфортные пространства. Это студенческая концепция – в чем-то она, может быть, фантазийная. Наша задача получить как можно больше предложений. И с вашим участием выбрать то, что действительно важно для вас и необходимо реализовать.

Сейчас Приоратский парк активно используется в районе озер Черное и Глухое (Филькино). Но охранный статус у озер отличается. Береговая линия с обеих сторон озера Черного и вид на Приоратский дворец – это как раз тот охранный вид, который трогать нельзя. Поэтому предложения, которые касаются этой части, из области тактичного благоустройства. Если объекты появляются – то внутри бункера, который есть и с ним что-то нужно делать, не меняя панорамного вида, и инфраструктуры – парковки на въезде. В плане ландшафта эта часть остается неизменной.

Также изменения не могут касаться территории напротив входа в Приоратский дворец, это тоже охраняемый ландшафт. 

А озеро Филькино находится позади всей этой панорамы и из-за холмов не влияет на вид из дворца. Здесь появляются объекты, которые меняют береговую линию. Это удобные и комфортные объекты водной инфраструктуры, которые необходимы для эксплуатации воды, в лощине у школы №4 спортивный городок, у бывшей водонапорной площадки современные объекты досуга, детские площадки. Сама башня может быть и детским центром, и обзорной площадкой. Таким образом, на озере Филькино формируется рекреационная активность. А Черное озеро остается туристическим объектом с историческим видом и контекстом.

А вот студентка Екатерина Толмачева своим проектом охватила весь Приоратский парк и предложила образовательный, спортивный и прогулочный маршруты, а также воссоздать лодочную станцию на озере Черное, которая там была исторически.

- Главное в проекте Екатерины то, что взят весь парк, - подчеркнул Константин Самоловов. - Именно ее предложения касаются вариантов возможностей, какими функциями, какими минимальными средствами можно привлечь людей на эту территорию, чтобы они чувствовали себя комфортно и безопасно в любое время года, в любое время суток.  Но это пока не технические решения по площадкам и внутри бывшей водонапорной башни, а идеи.

Напомним, что, работу, связанную с благоустройством парка, курирует комитет по культуре Ленинградской области. Как пояснила Елизавета Гречухина, в начале июня в областном комитете прошло совещание по Приоратскому парку, где стадо понятно, что его действительно начинают приводить в порядок. Задача местной власти - собрать информацию о том, что хотел бы видеть город в Приоратском парке. С учетом этих запросов будет вырабатываться концепция, которая затем должна быть утверждена в Министерстве культуры РФ. Создание проекта и его реализация - дело не быстрое, так как Приоратский парк – объект культурного наследия федерального значения.

 

Набережная реки Колпанской

Эскизные предложения по формированию набережной реки Колпанской (угол ул. Новоселов и Красных Военлетов) также вызвали большой интерес. Место это притягательное. Многие жители микрорайона там жарили шашлыки. За рекой в обозримом будущем генеральным планом планируется развитие жилых районов. И тогда река Колпанская займет центральное положение между жилыми районами и будет требовать особого к себе отношения. Причем, круглый год.

Прежде чем приступить к делу, проектировщики прошли все русло реки, досконально промочив ноги. По их мнению, речки, которые идут вокруг Гатчины, на удивление чистые. Это редкость для городской черты – и это плюс. Они даже помечтали сплавиться на плоту, но это пока не реально.

В недостроенном квартале у ул. Красных Военлетов, на излучине реки, предлагается организовать помимо велотрассы, которая проходит по всей долине, еще и велопарк с отдельными дорожками для взрослых и малышей. Здесь пейзаж более урбанизированный. В виде легкого акведука мост, по которому велодорожка поднимается над проезжей частью. Рядовые посадки деревьев. В летнее время – кафе на открытом воздухе.

Что касается неорганизованных огородов за рекой, именуемых в народе «нахаловка», то к ним предлагается проявить уважение и отдать дань традиции.

-Можно за бюджетный счет или через какой-либо общественный фонд попытаться их слегка благоустроить, но тем не менее оставить, - сказал, представлявший студенческий проект преподаватель Алексей Федорович Перов. - Для этого много не нужно. Функционально - это произведения искусства выращивания овощных и плодово-ягодных культур. По примеру огородов на Аптекарском острове в Петербурге рядом с Ботаническим садом. Но культура организации работы с землей должна быть повышена. Там не должно быть грязных дорожек. Думаю, тогда народ должен туда ходить на экскурсии и любоваться красотой.

В проекте предусмотрены места купания, пикников и сбора мусора. На вопрос, как будет обеспечен подход к реке там, где он сейчас закрывается объектами министерства обороны, Алексей Федорович пояснил, что это будет решаться в рамках генерального плана.

 

Бульвар Авиаторов с березовой рощей

Студенты постарались представить бульвар Авиаторов в нетрадиционном виде. Предложено большое разнообразие элементов, которые повысят интерес к бульвару. Основным будет круглая площадь с самолетом. Его предлагается сохранить как памятник и дань этому месту – первому военному аэродрому. Под площадью, где стоит самолет, предложено сделать интерактивный музей. Там можно проводить тематические выставки, связанные с авиацией. Попадать в музей предлагается через подземный переход.

Территория бульвара включает много архитектурных форм, разметок и мощений, которые характерны для взлетно-посадочных полос и связаны с темой авиации. На бульваре планируется строительство храма. Связь микрорайонов, находящихся справа и слева от бульвара, не затруднена, так как здесь предполагается не слишком интенсивное транспортное движение.

Также на бульваре возможно расположение площадок для детей, подростков и взрослых, шашечный клуб, при необходимости павильоны с быстрым питанием.

Чтобы бульвар не был скучным, как линейка, в центральной части предполагается посадить березовую рощу, которая отделит игровую и музейную части от более спокойной, духовной. Роща будет играть роль ширмы.

По бульвару пешеход попадает в сквер у реки Колпанской. По замыслу проектировщиков, помимо организации досуговых площадок, здесь хорошо будет смотреться подобие огородов, а скорее, цветников, в том числе созданных силами местных жителей. Также предлагается организовать в этом месте спуск к воде и купальни.

 

«Мозговой штурм»

После презентации проектов начался «мозговой штурм». Участники семинара разделились на команды - по одной группе на каждый проект и приступили к коллективной работе. В результате анализа проектов родились идеи – что изменить, что поправить или добавить, а от чего следует отказаться.

Рекомендации звучали разные. Одни просили привести в порядок все парковые дорожки, обязательно учесть транзит через Приоратский парк, другие сомневались в необходимости «окультуривать» всю территорию парка и рекомендовали не делать большого количества досуговых площадок.

В проекте парка Пильня предложили предусмотреть транспортную связь с микрорайонами города, а в Приоратском парке начать с того, что закрыть проезд для автомобилей. Но в целом идея сделать Гатчину более красивой, комфортной и удобной жителям понравилась.

На вопрос, как администрация планирует использовать проекты и дополнения, предложенные участниками семинара, с точки зрения дальнейших действий, председатель комитета градостроительства и архитектуры Гатчинского района Елизавета Гречухина ответила:

– Это очень хорошая база для дальнейшей работы, для представления этих проектов губернатору и для их продвижения. Сказать о том, что мы завтра начнем их реализовывать, я не могу. Но это первый шаг для того, чтобы в дальнейшем подступиться к проектированию этих пространств. С чего-то нужно начинать уже сегодня.