«Набоковские чтения-2019» в Рождествено

В Санкт-Петербурге и Гатчинском районе с 3 по 5 июля прошла ежегодная научная конференция «Набоковские чтения-2019», посвященная 120-летнему юбилею Владимира Набокова. В программе конференции прозвучали научные доклады ведущих исследователей жизни и творчества писателя из России, США, Франции, Германии, Чехии.

Рубрики:  Культура

«Набоковские чтения» - это единственная в мире научная конференция, посвященная жизни и творчеству Набокова, которая проходит в России уже более двадцати лет. В первые два дня конференции чтение научных докладов проходило в Институте русской литературы (Пушкинский дом). Перед слушателями выступали почетный профессор Корнельского университета Савелий Сендерович, профессор Азиатского университета Кэнсин Мацумото и многие другие эксперты по творчеству Набокова.

Заключительный день работы конференции, 5 июля, прошел в музее-усадьбе «Рождествено». Именно здесь прозвучали доклады о семье Набоковых, история которой тесно связана с Рождествено, Вырой, Батово. Детские воспоминания и впечатления Владимира Набокова золотой нитью проходят через все его творчество, с особенной силой раскрывшись в таких его произведениях, как «Машенька, «Другие берега», «Дар», «Память, говори». В свою очередь, музей «Рождествено», расположенный в усадебном доме Набоковых-Рукавишниковых, бережно хранит память о последнем владельце дома Владимире Набокове и его семье.

Встречу в Рождествено открыла независимый исследователь, член правления Международного Набоковского общества Татьяна Пономарева (Санкт-Петербург). Она рассказала несколько семейных историй, отраженных в книге Набокова «Другие берега».

Одна из этих историй связана с коричневыми таксами, к которым питала пристрастие мать Набокова, Елена Ивановна. Самой последней собакой семьи Набоковых был Бокс Второй – потомок такс Антона Чехова.

«Этот окончательный таксик (представляющий одно из немногих звеньев между мною и русскими классиками) последовал за нами в изгнание, и еще в 1930 году в Праге, где моя овдовевшая мать жила на крохотную казенную пенсию, можно было видеть ковыляющего по тусклой зимней улице далеко позади своей задумчивой хозяйки этого старого, все еще сердитого Бокса Второго, — эмигрантскую собаку в длинном проволочном наморднике и заплатанном пальтеце», - пишет Набоков в «Других берегах».

Кстати, сейчас во временной экспозиции музея-усадьбы «Рождествено» можно увидеть колокольчик-подвеску, которую носили таксы Набоковых.

Еще одна история, которую рассказала Татьяна Пономарева, связана с камердинером В.Д. Набокова, Осипом, упомянутым в «Других берегах». Сам Набоков считал, что Осипа расстреляли большевики, однако это не так. Как рассказала Тамара Пономарева, Осипу с семьей удалось выехать на Украину, где он работал завхозом в школе.

О так называемой «пражской ветви» семьи Набоковых рассказал внучатый племянник Владимира Набокова, профессор института теоретической и математической лингвистики Владимир Петкевич (Прага, Чехия). В последние годы Владимир Петкевич занимается восстановлением семейной памяти, он — частый гость «Набоковских чтений».

Как известно, в семье Набоковых было пятеро детей - Владимир, Кирилл, Сергей, Елена и Ольга. Набоковы навсегда покинули Россию в 1919 году и поначалу поселились в Берлине. Владимир и Сергей отправились учиться в Англию. В 1922 году террористами-черносотенцами был убит отец писателя, юрист и политический деятель Владимир Дмитриевич Набоков. Его вдова с детьми Еленой, Ольгой и Кириллом в 1923 году переехали в Прагу. В эти годы в Чехии была объявлена так называемая «Русская акция», в рамках которой оказывалась всесторонняя поддержка эмигрантам, прибывавшим из России.

Елена Ивановна, Кирилл, Ольга и Елена Набоковы долгие годы жили в Праге. Владимир Петкевич — внук Ольги Владимировны Петкевич (Набоковой). Владимир Ростиславович поделился своими воспоминаниями о детстве, семейными преданиями, общении с представителями семьи Набоковых - бабушкой Ольгой, Еленой Сикорской (Набоковой), подругой Е.И. Набоковой Евгенией Гофельд.

Интересный доклад на тему «Отцы и дети: переписка Владимира и Дмитрия Набоковых» представила сотрудник Гарвардского университета Ирина Клягина (США). В Хутонской библиотеке Гарвардского университета хранится самый большой архив личных писем Набокова. Предваряя свою лекцию, Ирина Клягина задалась вопросом: зачем вообще нужно узнавать подробности личной жизни писателя? Как она считает, знакомство с личными архивами часто помогает понять творчество автора, тем более, что, по ее словам, именно для русского писателя, начиная с девятнадцатого века, жизнь и творчество составляют единое целое.

Интересную параллель Ирина Клягина провела с историей взаимоотношений Владимира Набокова и его отца. В письмах Владимира Дмитриевича к сыну, который учился в Кембридже в 1919-1922 годах, отражены огромная отцовская любовь и привязанность. Прекрасным отцом стал и Владимир Владимирович Набоков. Как признавался писатель в «Других берегах», с момента появления сына Дмитрия на свет он относился к нему со «страстной заботой, переходящей почти в кувалду».

В переписке четы Набоковых с Дмитрием, который учился в Гарварде и изучал историю и литературу, - все те же нежность, добрый юмор, плохо скрываемое беспокойство за судьбу сына и деятельное участие в его жизни. Владимир Набоков так отзывался о сыне в студенческую пору: «Он удивительно бесстрашен, любим друзьями, наделен потрясающим умом, но почти безразличен к учебе. Среди его интересов скалолазание, девушки, музыка, легкая атлетика, теннис и науки – именно в таком порядке».

Окончив Гарвард с отличием, Дмитрий, у которого был превосходный бас, решил стать оперным певцом. В 1959 году он переехал в Италию, где спустя два года выиграл Международный оперный конкурс вместе c Лучано Паваротти. Музыкальная карьера Дмитрия Набокова шла в гору. Он выступал на всемирно известных оперных сценах, в том числе в «Ла Скала». Дмитрий увлекался автомобилями, тратя огромные средства на приобретение новых моделей (после выхода в свет «Лолиты» материальное положение семьи Набоковых заметно улучшилось, и деньги Дмитрию высылались немалые). В письмах Владимир Владимирович и Елена Ивановна упрекали Дмитрия за отчаянное мотовство («Я схожу с ума от твоих расходов» - Е.И.Н.), но в них сквозили все та же любовь и бесконечное беспокойство за его судьбу.

Попав в автомобильную аварию в 1980 году, уже после смерти отца, Дмитрий Владимирович оставил оперу и занялся переводом произведений Набокова на английский. Он несколько раз был в России, передав в дар музею Набокова в Санкт-Петербурге личные вещи, принадлежавшие отцу. Умер Дмитрий Набоков в 2012 году, не оставив наследников.

Почетный профессор Страсбургского университета Михаил Мейлах (Франция) познакомил слушателей с неизвестным письмом Владимира и Веры Набоковых, которое касалось лично его. Михаил Мейлах - советский и российский литературовед, филолог, поэт и переводчик, специалист по романской филологии и новейшей русской литературе. Как он рассказал, с творчеством Набокова его познакомил поэт Иосиф Бродский.

Михаил Мейлах был близко знаком с сестрой Владимира Набокова, Еленой Владимировной Сикорской. Она родилась в имении Выра в 1906 году. В Праге Елена Владимировна закончила Карлов университет. Долгие годы она проработала в Женевской библиотеке ООН. Елена Сикорская (Набокова) – единственная из семьи Набоковых, кто побывал в Ленинграде и в селе Рождествено в советское время. Впервые она приехала в Ленинград в 1973 году.

В последний день «Набо-ковских чтений» участники конференции посетили интерактивную выставку «16 лабиринтов Владимира Набокова», приуроченную к 120-летию Владимира Набокова. Экспозиция объединяет шестнадцать произведений Владимира Набокова, включая автобиографический роман «Другие берега». На выставке представлены фотографии писателя, его книги, в том числе первые издания романов и самиздат. Здесь же можно увидеть интерактивную карту, на которой отмечены реальные точки перемещения Владимира Набокова в течение жизни и вымышленные места, описанные в романах.

Выставку дополняют личные вещи Владимира Набокова, которые передал для временного экспонирования музей Набокова в Санкт-Петербурге. В экспозиции представлены предметы одежды, сачок для ловли бабочек, открытки, справочное дореволюционное издание о бабочках с пометками юного Набокова, пишущая машинка, пенсне с футляром, карандаши и записные книжки.

В этот же день в музее-усадьбе «Рождествено» состоялось открытие еще одной выставки. «Пабалтис» - выставочный проект берлинских художниц Марии и Натальи Печатниковых. Он представляет собой анимационный фильм и серию акварелей, в которых авторы совершают ностальгическое путешествие в детство. Это путешествие созвучно проделанному Владимиром Набоковым в романе «Другие берега» и имеет ту же художественную задачу – оживляя проявленные картинки памяти, отыскать истоки собственного творчества.