Магия света, магия воды...

Магия света, магия воды...

Магические зеркала и дождь при абсолютно безоблачном небе, танцующие драконы и светящиеся соляные озера, жабы, карабкающиеся в небо, и грустный Белый клоун, уходящая в воду Атлантида и космический колодец — все это можно было увидеть и испытать на фестивале «Ночь света»-2019, который прошел 16 и 17 августа в Гатчинском Дворцовом парке.


Авторские световые арт-объекты, интерактивные инсталляции, видеомэппинг, светомузыкальные представления и шоу фонтанов представили талантливые дизайнеры и художники из России, Финляндии, Нидерландов. В этом году главной темой фестиваля стала Вода, которую художники рассмотрели с разных сторон. Вода — субстанция удивительная и многоликая: это и вещество, и стихия, и идеальный объект для физических экспериментов, философского осмысления и создания лирических образов одновременно. А в Гатчине ведь так много воды в реках, озерах и прудах...

Фестиваль «Ночь света» по традиции начинается с наступлением темноты, ведь если Вода — тема, то Свет — главный герой и инструмент ночного шоу в Дворцовом парке. В этом году к световым арт-объектам снова вели темные тропинки, лишь кое-где освещенные светодиодами. Картой фестиваля были снабжены все его гости, но, похоже, мало кто ею пользовался. Густая темнота, в которой тут и там вспыхивали световые маячки арт-объектов, буквально погружала в состояние легкого гипноза. Как выйти к свету, что скрывается вот за этим поворотом — не главные ли вопросы, которыми рано или поздно задается человек?

Еще одна стороны фестиваля «Ночь света» в Гатчине — на два дня он становится огромной музейной экспозицией современного искусства.

- Это не просто шоу света – это серьезная выставка, на которой представлены серьезные художники, как молодые, так и достаточно известные, - в беседе с журналистами отметил директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов. - Мы продолжаем и расширяем также международный формат фестиваля, превращая его в большое событие общероссийского масштаба.

Желающих побродить по столь необычному музею под открытым небом было много. По словам Василия Панкратова, в этом году фестиваль посетило около десяти тысяч человек – максимум, который парк может выдержать.

Еще одна особенность фестиваля «Ночь света» - в его рамках проходит конкурс световых инсталляций и видеомэппинга. Участники конкурса - студенты российских и зарубежных вузов, художники, дизайнеры, мультимедиа-специалисты, а также творческие объединения и дизайн-студии. Тема конкурсной программы - «Отражения», то есть то, что создается игрой света и воды. Создавая свои арт-объекты, авторы искали образы, ассоциации, метафоры и сюжеты, связанные с миром зазеркалья, обратной стороной реальности.

Как рассказали организаторы фестиваля, всего на конкурс было подано 90 заявок, которые рассматривало профессиональное экспертное жюри. В финал вышло 18 работ, которые и были представлены на фестивале. Кстати, поближе с каждой из работ можно познакомиться в интернете, на сайте https://www.lightnightsfest.ru.

Наше путешествие по фестивальному маршруту началось у Иорданского фасада Гатчинского дворца. На нем воспроизводились объекты видеоарта, созданные конкурсантами для номинации «Видеомэппинг». К слову, чуть позже мы увидели все те же живые фантастические картины уже издалека — с противоположной стороны Белого озера. Там они стали фоном для музыкального шоу фонтанов — едва ли не главного «магнита» для гостей «Ночи света». По замыслу авторов - компании ARTISTIC из Латвии — шоу фонтанов состояло из пяти музыкальных эпизодов, основанных на синхронном танце воды, света, цвета и музыки. Постоянно меняющиеся формы воды сочетались с ярким светом и эмоционально богатым классическим и современным музыкальным сопровождением.

В эти выходные погода в Гатчине порадовала. И хотя эти два дня и две ночи были достаточно теплыми и сухими, каждый желающий в «Ночь света» мог «включить» вокруг себя дождь, став участником интерактивной инсталляции «Дождь на заказ» у Карпина пруда. Издалека была видна огромная филармоническая «люстра», подвешенная над гладью пруда под Карпиным мостом. Ее огни освещали внутреннюю поверхность моста, отражались в воде пруда, словно предлагая пройти по скользкому паркету в глубину старинного замка.

Одна из самых эффектных инсталляций «Лимб. Сияние» Ника Хамова была посвящена великому физику Стивену Хокингу, «человеку, который вышел за пределы». Собственно это и был прекрасный образец чистой физики: огромные стеклянные цилиндры, заполненные постоянно движущейся, закручивающейся в воронку водой. Вокруг воронки — мириады пузырьков воздуха, крошечных звезд и планет, кружащихся в космическом танце.

Двигаемся дальше, останавливаясь от неожиданности, когда из темноты на нас наплывает медленно вращающееся зеленое человеческое «лицо». «Начни с самого важного» - так называлась эта инсталляция. Зрителям предлагалось поразмышлять, что для них на самом деле важно, чего каждый из нас хочет от жизни, что именно делает важным для себя.

Светящиеся многогранные «шары» под деревьями на берегу Белого озера при ближайшем рассмотрении оказались драконьими яйцами. Здесь тоже работала современная «магия». Скачав мобильное приложение, можно было навести смартфон на яйца, которые мгновенно оживали. На каждом яйце появлялся дракон. Драконьи дети вертелись, хлопали хвостами и даже позволяли сделать селфи вместе с ними.

Инсталляция Aqua Mirror позволяла не просто увидеть свое отражение, но и управлять им, как в волшебном зеркале. Взаимодействуя с инсталляцией, зритель одновременно становился и создателем и объектом медиа-арта. В «красной комнате» инсталляции «Занавес. Фонарь. Колодец» можно было задать главный вопрос и получить на него ответ. Попасть за магическую красную кулису можно было, лишь совершив определенный ритуал. Кстати, из желающих получить ответ на любой свой вопрос быстро образовалась целая очередь.

«Все важно» или «Все не важно» - об этом предлагала поразмышлять капризная частица «не», которая то проявлялась, то тонула в темной воде канала. Перед этой инсталляцией останавливались все, а желающие могли прочитать инструкцию по управлению этой частицей: «Внимательно прочитай следующую фразу: «Почувствуйте, как что-то ранее важное трансформируется в неважное, а то, что не имело значения, вдруг обретает смысл». Подумай об этом...»

Целую аллею составили фонари, выполненные для проекта «Lantern park». Напомним, художественные мастерские по созданию арт-объектов проходили в Гатчине и Санкт-Петербурге. В мастерских приняли участие более пятидесяти взрослых и детей. Из подручных материалов на основе обычного уличного светильника участники мастерских создавали арт-объекты на тему «Моя любимая книга».

«Ночь света» сопровождала насыщенная перформативная программа. На аллеях парка можно было встретить необычный автомобильчик — «Душ на колесах», на котором разъезжали мимы  «Театра имени Которого». Все, что необходимо для жизни, два героя этого перфоманса делают, не слезая с колес — путешествуют, едят, играют в карты и даже принимают душ. Могут даже спать, попеременно управляя машиной.

На Водном лабиринте шел кукольно-пластический спектакль «Элои и морлоки», образно повествующий о взаимоотношениях социальных классов и путях выхода за пределы привычной системы организации общества.

Много зрителей собирал вокруг себя Белый клоун, размышляющий на тему разнообразия красок этого мира. Питерский артист Константин Плотников назвал свое шоу озвученной пантомимой с небольшим количеством противоречий.

Каждую полночь небо над Дворцовым парком, да и над всей Гатчиной расцвечивалось огнями великолепного фейерверка, отражающегося в воде. «Ночь света» в Гатчине была определенно хороша и полна событиями, и это важно. Или не важно?..

Юлия Лысанюк

Фото: Игорь Маснык Ольга Фирсова