Не ругать, а помогать

– главный совет, который дают психологи и педагоги родителям на сентябрьский период, самый сложный в адаптации детей к школе. Детско-подростково-молодежной проблематике было посвящено много докладов и дискуссий на традиционном петербургском саммите психологов в конце августа. Я выбрала из них две проблемы, решение которых доступно родителям «в домашних условиях».

Рубрики:  Психология

Первая – это так называемый сентябрьский или школьный синдром (частично о нём шла речь в предыдущей публикации). Он проявляется у детей в неврозах, бессоннице, головных болях, тиках. Об этом предупреждает Л.С. Чутко, заведующий лабораторией коррекции психического развития и адаптации Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН: «Организм школьника испытывает большие психологические нагрузки, они сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с необходимостью сохранять определенную позу при работе в классе. Ситуация школьной дезадаптации может возникнуть в любой момент. Особенно ярко она проявляется при переходе из детского сада в школу, из младших классов – в среднюю школу. Конечно, в группе риска находятся и подростки».

Внезапно могут возникнуть головные боли, страхи, нарушение сна. Иногда дети и подростки жалуются, что голова «как будто сдавлена тесной шапкой». Часто такие боли появляются во время занятий в школе. В их основе существенную роль играет наличие хронического эмоционального стресса и перегрузок.

У некоторых детей после первых занятий в школе появляются так называемые тики – непроизвольные отрывистые повторяющиеся движения. Они могут быть моторными и голосовыми. К моторным относят моргание глазом/глазами, нахмуривание лба, гримасничанье, сморщивание носа, покусывание губ, подергивание головой, рукой или ногой. Вокальные тики проявляются сопением носом, покашливанием, фырканьем, шипением. В их происхождении играют роль генетические и иммунные механизмы, патология периода беременности у мамы ребенка и родов, а также психосоциальные факторы. На какое-то время тики можно подавлять усилием воли, а в период ночного сна они исчезают. Тики усиливаются под влиянием эмоциональных стимулов — тревоги, страха, смущения. По данным последних исследований, до 25% детей младшего школьного возраста страдают от нервного тика, причем мальчики болеют в три раза чаще девочек.

К сожалению, многие родители (включая даже многоопытных бабушек), столкнувшись уже дома с такими проявлениями, начинают ребёнка ругать, отчитывать, считая, что он «невоспитанный», «развлекается», «издевается над окружающими»... Это грубейшая ошибка, связанная с незнанием особенностей состояния нервной системы современных детей.

Что же делать? Во-первых, запастись терпением и доброжелательностью, не ругать, не наказывать, а помогать. Поговорить с учителем. Может быть, он в курсе, а может, и нет – всё зависит от опыта и желания понимать своих учеников. Сосредоточиться на первых порах не на оценках, а на поведении. Во-вторых, проконсультироваться у специалистов.

Вторая проблема – это отвержение и отчуждение в среде детей младшей школы. Ею занималась группа петербургских специалистов, проводились исследования и опросы в школах Центрального и Калининского районов. О результатах и выводах рассказала на саммите С.А. Котова: «Ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает, отношение к одним устойчиво, к другим неустойчиво и т. п. Эта избирательность во взаимоотношениях приводит к тому, что ученики занимают различные места в системе личных взаимоотношений, имеют различное эмоциональное благополучие, эмоциональное самочувствие. Таким образом, личные взаимоотношения – это динамическая система, где каждый ученик в каждый определённый отрезок времени занимает определённое место».

Печально также и то, что «этот статус бывает устойчивым и часто не только сохраняется в одной группе, а переходит с человеком и в другие. «Низкостатусные» члены группы не хотят принимать этот факт, хотя о нём догадываются и чувствуют. Это объясняется так называемой защитой от тревожной информации».

Исследования показали, что отвергаемые одноклассниками младшие школьники имеют такие социально-психологические особенности, как тревожность, замкнутость чувство одиночества, страхи, демонстративную агрессию, эгоцентризм, недоверие, неумение общаться, потребность в защите.

«Полученный психологический портрет, – констатирует Котова, – во многом совпадает с традиционным портретом «жертвы». А это подтверждает гипотезу о том, что в современной начальной школе создаётся почва для последующего развития буллинга. Для его предотвращения необходимы совместные усилия как родителей, так и педагогического коллектива.

И снова главный совет родителям от специалистов – внимательное отношение к своим детям, знакомство с основами возрастной психологии, контакты с педагогами, тренерами и другими значимыми людьми для вашего ребёнка. Мозг детей пластичен, поэтому если вы заметили в поведении своего чада наметившуюся тенденцию к сползанию в разряд «жертв», то можете это предотвратить, внеся коррективы в стиль своего воспитания. Тогда интеграция вашего ребенка в уже более широкий социум пройдет менее болезненно или, вообще, будет удачной.

Ирина Владимирова


Фото freepick.com