Людмила Ивановна Ермакова. Воспоминания

(Окончание. Начало в №№ 37, 40)

Школа в Никольском

Не прошло и трех лет после введения Пудостьской школы в эксплуатацию, как мне поручили курировать новое строительство – средней школы в поселке Никольское. А вышло это так.

Наша семья была знакома с четой Тарховых. Юрий Борисович Тархов возглавлял Ленинградскую областную школу юннатов. Этому делу он посвятил всю свою жизнь, до самого конца. Его супруга, Тамара Николаевна, была руководителем Елизаветинской сельскохозяйственной школы. Она одной из первых в области организовала производственное обучение учащихся. Работали они с полной самоотдачей, творчески, стали первыми заслуженными учителями в Ленинградской области. Их энергия, ответственность и инициативность были по достоинству оценены. Тамаре Николаевне поручили восстановление и реконструкцию интерната в Гатчине, на проспекте 25 Октября. Фактически она создала гатчинскую школу-интернат, которая теперь является средней школой №11. Это была первая восстановленная школа в области. Для послевоенного времени это было такое благо – иметь в городе школу, где детей кормили и одевали, поэтому многие бедные семьи старались устроить туда своих детей.

Вознесли Тамару Николаевну высоко, да быстро и сбросили с пьедестала. Из-за поведения дочери, совершившей однажды преступление, Тамара Николаевна была уволена с должности директора школы-интерната. Лишь через некоторое время, когда в Больших Колпанах построили новую школу, ее назначили туда директором.

И вот однажды, в результате случайного разговора с Тамарой Николаевной, я оказалась в Большеколпанской средней школе. Она пригласила меня на должность учителя истории и обществоведения. Там я проработала неполный учебный год, однако попала под проверку Министерства образования. Очень волновалась, когда на урок обществоведения пришёл инспектор из Москвы, однако школу я не подвела и была рада и воодушевлена лестными отзывами о своей педагогической деятельности. Это и послужило, по-видимому, поводом к моему новому назначению: в марте меня перевели на работу в Никольскую среднюю школу директором. Причем решение приняли для советского времени молниеносно, за три дня осуществив все необходимые согласования, благодаря, не в последнюю очередь, и рекомендации директора Пудостьской птицефабрики Половинкиной.

Строительство новой школы снова затянуло меня, придало моей работе новый импульс: будучи директором, я могла самостоятельно принимать решения и реализовывать многие задумки и идеи.

Главное учреждение в посёлке Никольское – Ленинградская городская больница имени Кащенко. Главным врачом больницы являлся в то время Арнольд Петрович Зайцев. Финансировал строительство новой школы Ленгорздравотдел, а вот надзор за проведением строительных работ был поручен мне. В этом вопросе мне снова оказывал неоценимую помощь Владимир Николаевич Анисимов, начальник управления стройтреста, осуществлявшего строительство школы в Пудости. Проект школьного здания в Никольском был идентичен, поэтому все детали строительных работ по возведению школьного здания ему были досконально известны, а строительство осуществляли его конкуренты.

Тут возник вопрос, как добираться до Никольского из Гатчины. Автобусы в то время ходили редко, свободного жилья в Никольском не было. Однако и здесь на помощь пришел Арнольд Петрович, главврач: он помог мне приобрести мою первую автомашину «Жигули». Это теперь уже все забыли, что такое дефицит, слово, наверное, самое популярное в то время в нашей стране. Всё могло стать в то время дефицитом, а уж машины, которые только что стал выпускать по итальянской лицензии открытый в Тольятти автозавод, и тем более. В каждом районе существовала специальная комиссия по распределению автомобилей, строго по очередности, и ждать своего автомобиля надо было годами! Однако мне помогли решить этот вопрос. Я закончила автошколу на Красноармейском проспекте и получила права. Таким образом, и транспортный вопрос постепенно решился. Лишь много позже я узнала, что за предоставление двум людям, работникам Гатчинского района, возможности приобрести автомобиль за собственные средства вне очереди, председатель районной комиссии по распределению Ильин пострадал и был уволен с работы. Вот такая печальная история из советского времени.

Когда через год новое здание школы ввели в эксплуатацию, надо было решить главный вопрос, на чей баланс оно поступит. Школу строил Ленгорстрой на средства города Ленинграда, однако вопрос был решен в пользу Гатчинского района, причем коллегиально и без всяких споров и проволочек. Так, Михаил Иванович Редкозубов, заведующий Гатчинским районным отделом образования, принял новую Никольскую школу.

Новую школу необходимо было обживать, оформлять, благоустраивать, чтобы это были не только стены, но настоящий уютный дом как для учащихся, так и для учителей. Большую помощь оказывал в этом вопросе заведующий школьным хозяйством и учитель технического труда. Он был мне отличным помощником, до сих пор я испытываю большую благодарностью к этому человеку.

За два года мы смогли достойно оформить школьное здание. И тут мне помогала художник-дизайнер, замечательный, талантливый человек Валентина Ивановна Филиппова, которая взяла на себя всю оформительскую работу. Движение «Красивая школа» возникло в России в конце 90-х годов, а я с гордостью могу признаться, что мы создали «красивую школу» много раньше и очень этим гордились. С трудностями столкнулись большими: тогда не было вопросов с финансированием. Финансовые средства школам выделялись в полном объеме, вот только купить на эти деньги было нечего. Сплошной дефицит. Пусто в магазинах, пусто в «Учколлекторе». Надо было обладать недюжинной пробивной силой, чтобы приобрести новые стулья, линолеум или масляную краску. Справилась и с этим, создав в школе, как говорили на Коллегии областного комитета образования, «уникальную эстетическую и воспитательную среду».

Сегодня советскую школу обвиняют в однообразии, традиционализме, заидеологизированности. Я позволю с этим частично не согласиться: в советское время было много различных программ воспитания и обучения, и педагогический коллектив мог выбирать оригинальное направление развития своей школы. Мы с учителями тоже долго обдумывали вопрос, какое направление развития придать нашей Никольской школе, чтобы она имела свое собственное, отличное от других сельских школ лицо. И в этом вопросе, смею заверить, никто на нас никакого давления не оказывал. Мы отдавали себе отчет, что школа на селе – особое учреждение. В России она во все времена была – остается и сегодня – центром просвещения, центром всей культурной жизни села. В Никольском тогда не было клуба, поэтому все праздники, встречи и сельские сходы проводились в школьной столовой.

Случайная встреча с интересным и заинтересованным человеком придала нашей воспитательной работе в школе новый импульс. На одном из районных мероприятий в Войсковицком Доме культуры я познакомилась с Виктором Дмитриевичем Огородновым. В Войсковицах он руководил детским хором. Виктор Дмитриевич предложил мне осуществить проект превращения обычной сельской школы в школу хоровую, не только с занятиями хоровым пением, но и с предметами учебного плана школы музыкальной. Для этого у нас имелись все предпосылки: 25 классов-комплектов, все учащиеся учились в первую смену, так что для занятий музыкой во второй половине дня были все возможности. Большинство членов педагогического коллектива восприняло эту идею с энтузиазмом, и мы стали ее осуществлять, работая по двум учебным планам.

В первой половине дня учащиеся 2-8 классов изучали общеобразовательные дисциплины, а после обеда, отдыха и прогулки – предметы школы музыкальной: сольфеджио, хоровое пение, игру на музыкальном инструменте по выбору. На базе Никольской средней школы получил путевку в жизнь талантливый детский хор «Апрель», ставший лауреатом многочисленных российских и зарубежных хоровых конкурсов. Под руководством В.Д. Огороднова хор продолжает свою деятельность и сегодня, хотя и на другой базе.

Режим работы школы был для меня, как директора, очень напряженным. Мне приходилось уезжать из Гатчины в семь часов утра, а возвращалась я домой в восемь часов вечера. Однако результаты работы были заметны и высоко оценены не только Гатчинским районным отделом образования, но также Ленинградским облоно и Министерством просвещения СССР, где наш опыт воспитательной работы был обобщен и предложен для распространения во всех регионах России.

«Отличник народного просвещения»

Никольская школа стала известной в Ленинградской области экспериментальной площадкой. При любой возможности заведующий областным отделом образования Владимир Иванович Подобед привозил к нам различные делегации, в том числе и из-за рубежа, для обмена опытом. Мы даже как-то свыклись с тем, что, по крайней мере, два раза в месяц у нас в школе гости. Это заставляло весь коллектив учителей и учащихся постоянно находиться в тонусе, относиться ответственно к выполнению своих обязанностей не только тогда, когда в школе посторонние, но ежедневно.

А показать было что: и школьную теплицу, и школьные мастерские, и школьный хор, и, конечно, продемонстрировать нашу кабинетную систему. Мы тогда были первой школой в области, перешедшей на кабинетную систему, и за эту инициативу получили премию от Ленинградского областного отдела образования. Кабинетная система предоставляла педагогическому коллективу большие возможности в целях совершенствования учебного процесса: сконцентрировать учебные пособия по своему предмету, оснастить каждый учебный класс техническими средствами обучения, накапливать учебные пособия не только для уроков, но и для внеклассной работы по предмету. Сельские дети должны были получать образование такого же качества, что и их сверстники в городе.

В феврале 1981 года моё имя было занесено в книгу «Эстафета трудовой славы» Гатчинского района, о чем напоминает свидетельство из архива.

До сих пор я сохраняю добрые отношения с моими коллегами и учениками из Никольской школы. И радуюсь тому, например, что в свое время приняла правильное решение. Когда в поселке был построен жилой многоквартирный дом, мне выделили в нем квартиру. Однако у меня было жилье в Гатчине и, учитывая напряженную ситуацию с жильем, я уступила эту квартиру одной учительнице нашей школы. Она до сих пор живет в этой квартире. Ну, как бы она смогла по-иному получить квартиру? Какое бы у нее было настроение, отношение к работе, к власти, если бы не этот шаг? Я благодарна учителям, с которыми судьба свела меня в Никольской школе, за их готовность к новому, к сотрудничеству, за то, что они поддерживали меня и откликались на мои просьбы и инициативы.

Случилось так, что они пришли ко мне на помощь в самый трудный для меня момент, когда я уже очень давно работала не в Никольском, а в Гатчине. Фактически, они меня спасли в 2015 году. Они меня вернули к жизни, когда в коматозном состоянии меня доставили из Гатчинской ЦРБ в Никольскую больницу.

«Гатчинская правда», 29 сентября 1982 года

Стала школа родной

«На одной из страниц альбома-рапорта о трудовых свершениях гатчинцев в честь 60-летия образования СССР наклеена большая цветная фотография Никольской средней школы. А рядом, на других фотографиях, иллюстрирующих жизнь и быт школы, лаконичные цифры и факты о трудовых буднях этого коллектива.

…Школе есть чем гордиться. Например, вот уже на протяжении 8 лет здесь нет ни одного неуспевающего ученика. Почти половина учащихся занимается на «четыре» и «пять». Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию трудовых навыков, профориентации ребят. Не случайно ежегодно многие выпускники поступают в сельские профтехучилища района.

Школой неукоснительно выполняется план о всеобуче, здесь лучшие в районе (да и в области, пожалуй) кабинеты, оснащенные учебными пособиями, техническим оборудованием.

— Почти все, кто побывал в наших кабинетах химии, обществоведения, географии, обслуживающего труда, в кабинете начальной военной подготовки или других классах, обязательно спрашивают, как нам удалось все так хорошо оборудовать, – рассказывает директор школы Людмила Ивановна Ермакова. Я обычно адресую их к нашим лучшим педагогам: В.Н. Поповой, Р.И. Светловой, А.А. Тищенко, В.И. Рудакову, В.П. Шиловой, М.Е. Смородиной, Л.С. Печерскому, Н.А. Вересовой и другим, чтобы они поделились своим богатым опытом.

Сама же обычно в таких случаях говорю, что в наше время не так уж сложно, в конце концов, оборудовать каждый класс телевизором, магнитофоном. Здесь важно другое. Нужно привить ребятам привычку бережно относиться ко всему школьному имуществу, сделать так, чтобы любая вещь, любой предмет школьного обихода были для ребят своими, личными…».

В 1984 году мне было присвоено высокое звание – «Заслуженный учитель России».

«Ленинградская правда». 21 апреля 1984 года

Почётное звание

«За заслуги в обучении и коммунистическом воспитании учащихся и многолетний добросовестный труд Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» работникам народного образования Ленинградской области:

Ермаковой Людмиле Ивановне – директору Никольской средней общеобразовательной школы Гатчинского района».

Так приятно было получать поздравления от коллег, учеников и их родителей. Радовалась за то, что в свое время выбрала верный стратегический путь развития своей школы, и, в то же время, эти слова вселяли надежду на осуществление дальнейшей творческой работы в новых условиях.

* * *

И ещё. Людмила Ивановна очень любила стихотворение, текст которого ее коллеги вписали однажды в ее поздравление к юбилею. Наверное, потому, что она так и относилась к своему призванию, к педагогическому труду, к своему предназначению на этой земле, как сказано в этих строчках:

Учитель – это профессия,

Призвание или дорога,

Иль творчества песнь совместная,

Иль крест по велению Бога?

Устами Христа брошено,

Что путь осилит идущий.

Учитель имеет прошлое,

Но только он весь в грядущем.

Учитель – это страданье,

Перед жизнью сплошной экзамен.

Учитель – это отдача

Терпеньем, добром, слезами.

Учитель – это профессия,

Где труд не имеет меры.

Учительство есть конфессия

Надежды, любви и веры.