«Манёвры на Гатчинских водах»
(Продолжение «морской истории» Гатчины. Начало в №125 от 3.11.2016 г.)
Уникальным богатством гатчинской земли являются многочисленные водоемы, как естественные – озера, речки, так и искусственно созданные – пруды и каналы. Это обилие водных поверхностей по-разному использовалось владельцами Гатчины: в хозяйственных целях, для создания живописных пейзажей дворцово-паркового ансамбля, водных развлечений. На акватории озер даже разыгрывались морские сражения!
Первые суда на гатчинских озерах появились еще во времена Григория Орлова. Так, в 1765 году для графа были построены трешкоут длиной 18 футов (5,5 м) и два вельбота длиной 15 футов (4,5 м) и 12 футов (3,7 м). Суда небольшого размера могли перевозить грузы и рабочих. Как раз в это время «гатчинский помещик» начал возводить на берегу Серебряного озера дворец или «увеселительный замок» как его тогда называли.
Известно, что Екатерина II была частой гостьей у фаворита и ближайшего соседа. Она приезжала не только наблюдать за ходом строительства дворца, но и поохотиться в гатчинских лесах, богатых дичью, а также отдохнуть, катаясь по озерам в маленьком ботике.
А вот ее сын, великий князь Павел Петрович, став очередным владельцем Гатчины, создавая собственную армию, построил на Белом озере небольшую флотилию. По историческим сведениям она состояла из 24 судов: несколько яхт, малых парусных и гребных судов. Конечно, такое увлечение не было случайным. Еще в возрасте восьми лет Екатерина II назначила его президентом Адмиралтейств-коллегии и генерал-адмиралом российского флота. Наследник сопровождал императрицу в поездках в Ревель, Кронштадт, посещал занятия в Морском кадетском корпусе, встречался с участниками морских сражений, а также на свое жалованье содержал инвалидов и приют для престарелых моряков.
Позже Павел Петрович и его «гатчинцы» принимали участие в Русско-шведской войне 1788-1790 годов. Большую часть его батальона распределили в гребную флотилию, а 11 артиллеристов из артиллерийской команды направили на корабли «Мстислав» и «Мечислав». Они участвовали в Роченсальмском сражении и были награждены медалью «За храбрость на водах финских августа 13 1789 года». Однако самому Павлу удалось принять боевое крещение только один раз, побывав в сражении у Гекфорса.
В Гатчине, разыгрывая «потешные» морские сражения, Павел Петрович старался, как во многом, подражать своему прадеду Петру I.
Сохранилось описание одного из самых известных сражений «Маневры на гатчинских водах», которое состоялось весной 1796 года. В этих маневрах флот состоял из трех флагманских кораблей и был разделен на три эскадры: авангард, кордебаталию и арьергард. Эскадрами командовали тоже знаменитые «гатчинцы» – это Г.Г. Кушелев, С.И. Плещееев и А.А. Аракчеев. Г.Г. Кушелев с начала 1780 годов был начальником гатчинской флотилии, А.А. Аракчеев с 1792 году – командиром артиллерийской роты, а затем инспектором артиллерии гатчинских войск, а С.И. Плещеев с 1781 года состоял при великом князе Павле Петровиче.
Как следует из описания, вначале «весь флот собирается на Малом озере и идет в Большое тремя проливами. Авангард под мостом, что между островами. Кордебатания – где плотик перевозной. А арьергад – где пантонный мост…».
Затем суда, «маневрируя по озеру», выстраиваются «в линию фронта» и идут к острову Любви. Там они ведут с флагманских кораблей перекрестный орудийный огонь по «неприятелю» на берегу. Под прикрытием этого огня десант, «найдя удобное место, высаживается на острове», а после «сбития» его с острова возвращается обратно на суда.
Завершение маневров выглядело так: «Флот весь снимается с якоря и идет церемониальным маршем походным строем мимо храма (павильон Венеры), салютуют, бьют в барабаны, и на каждом проходящем судне кричат «Ура!». Потом поворачивает прямо к большой пристани и маневр кончается».
Павел Петрович, участвуя в сражении, командовал батальоном, который взял укрепления, выстроенные «неприятелем».
В это же время для ремонта и хранения павловской флотилии на берегу Белого озера была построена верфь с деревянным зданием «Адмиралтейство» или «Голландия» и круглым прудом «Ковш», который служил гаванью для спуска судов на воду. Первоначально над протокой из пруда в Белое озеро был сооружен деревянный подъемный мост, который в XIX веке заменили металлическим.
Архивные документы сохранили для нас довольно печальную историю первых строителей «Адмиралтейства». Договор на создание верфи был заключен в 1792 году с охтинским жителем Федотом Окорчевым. В перечень работ входило рытье котлована, укладка фундамента под столбы из парицкой плиты и цоколя из черницкой. На сооружение массивных каменных столбов тоже использовался камень из парицких карьеров. Строение завершала четырехскатная металлическая крыша. Оригинальность здания заключалась в том, что три его стены представляли собой жалюзи, выполненные из досок «внахлест».
И вот по не совсем ясным причинам этот мастер смог построить только фундамент, цоколь здания оказался в «неисправности». Он был отстранен от производства работ.
В 1795 году строительство продолжил уже купец Дмитрий Богатырев. Однако и он вскоре разоряется.
Скорее всего, все происходит из-за денежных махинаций барона фон Борка, в то время управляющего Гатчиной. Дело в том, что он, не выполняя условия договора, постоянно задерживал выплату необходимых подрядчику денег. Богатырев тоже вынужден был остановить строительство. Полиция накладывает арест на его имущество: два дома в Гатчине. В 1800 году он в отчаянии обращается с прошением к самому императору Павлу I, объясняя, что деньги на материалы и оплату рабочих он взял в кредит и потерпел большие убытки, а это привело «к крайнему нещастию целое семейство» и «никто избавить не может как только благотворительная рука Вашего Императорскаго Величества».
В результате всех перипетий строительство небольшого паркового павильона длилось почти восемь лет и было закончено уже при другом управляющем, а вскоре и императоре.
Интересно, что значительная по количеству флотилия малых яхт и гребных судов при Императорском дворе существовала до начала ХХ века. Она пополнялась за счет судов всех загородных императорских резиденций, в том числе и гатчинских.
Флотилию обслуживала команда моряков Гвардейского экипажа. Во второй половине XIX века она размещалась в Матросском домике – здании перестроенной Ботанической оранжереи, которое в советское время было отдано уже под Гатчинскую типографию.
В 1904 году флотилия в Гатчине состояла из 44 судов. На Белом озере у стен террасы-пристани стояли на якоре 8-пушечная одномачтовая яхта «Миролюб» и 16-пушечный трехмачтовый фрегат «Эмпренабль». Еще в ней числилось: ялов 4-весельных – 10, вельботов – 1, катеров 10-весельных – 2, катеров 8-весельных – 1, катеров паровых – 1, катеров бензиновых – 1, гигов английских 2, финских шлюпок – 3, шлюпок двоек – 3, паромов перевозимых – 2 .
Также было несколько плотов для ловли рыбы. Как известно, император Александр III был заядлым рыболовом, особенно любил по ночам при свете факела лучить рыбу острогой.
Водные прогулки оставались одним из любимых развлечений всей царской семьи. «Гатчино удивительно красиво именно весною. Больше всего меня прельщает масса воды», – из дневника Николая II 13 мая 1895 года.
Николай II был большим любителем байдарок. Его увлечения разделяли и дочери.
С течением времени в Гатчине сложилась настоящая коллекция разнообразных малых парусных и гребных судов. В ней даже были лодки (шлюпки), которые назывались «гатчинки»: узкие с острыми обводками килевые лодки с одной парой весел, частым набором шпангоутов и центральным расположением гребца. Они могли развивать большую скорость и использовались в соревнованиях, как и большие весельные лодки (ялы и гички). В 1882 году появилась лодка с электрическим двигателем. Также для веселых прогулок по озерам использовался аквапед – прообраз современного водного велосипеда.
В конце XIX века помещение «Адмиралтейства» тоже стало похоже на музей, в котором хранилась часть этой коллекции вместе с моделями кораблей, морским снаряжением и оружием.
В советское время парковый павильон был приспособлен под Летний театр, в котором проводилась разнообразная культурно-массовая работа: проходили театральные представления, концерты, танцы, работал шахматный клуб.
К сожалению, сегодня от исторического здания остались лишь каменные столбы. Здание, пережив годы немецкой оккупации, сгорело в 90-е годы прошлого века. В 2009 году были выполнены работы по укреплению фундаментов под уцелевшими 14 столбами, расположенными по периметру, а также внутри воссозданы 4 новых столба. В настоящее время готовится документация на полное восстановление музейного паркового павильона.
В заключение хочется продолжить рассказ о деятельности «гатчинского императора», как называли Павла I, который сумел много сделать для развития и улучшения российского флота. Так, например, им были утверждены «Штаты российских флотов», введен новый «Устав военного флота». Он перевел Морской кадетский корпус из Кронштадта в Петербург, учредил два училища корабельной архитектуры и улучшил систему подготовки флотских кадров. Император заботился об искоренении экономических преступлений в Морском ведомстве, охране корабельных лесов. Он установил контроль над кораблестроением. В Петербурге в конце Галерной улицы была выстроена новая верфь. За четыре года его правления на Балтийском и Черноморском флотах было спущено на воду около трех десятков линейных кораблей и фрегатов, в том числе 40-пушечный трехмачтовый фрегат «Эммануил» и 130-пушечный «Благодать».
Эти преобразования павловского времени во многом способствовали блестящим победам над наполеоновской Францией 1798-1800 годов. Так, направленная Павлом I в Средиземное море Черноморская эскадра под командованием адмирала Федора Ушакова смогла освободить ряд Ионических островов и взять штурмом мощные укрепления на острове Корфу. После чего А.В. Суворов воскликнул: «Зачем я не был при Корфу, хотя бы мичманом!»