Памяти Александра Николаевича Татаринцева
Город Гатчина славен не только памятниками истории, но и людьми, которые обогащали жизнь города: учеными, просветителями, строителями, музыкантами, военачальниками, врачами, художниками… – всех не назовешь! Одним из таких людей был Александр Николаевич Татаринцев, недавно ушедший в мир иной.
Вся жизнь Александра Николаевича была связана с музыкой. Много лет он работал в музыкальных школах Гатчины, воспитал целую плеяду учеников, которым дал основы игры на баяне, аккордеоне, привил музыкально-эстетический вкус, развил их творческие способности, формировал у них лучшие личностные качества.
Знают Александра Николаевича и как создателя и руководителя хоров и ансамблей при клубах заводов «Гатчинсельмаш», «Буревестник», а также академического женского хора в поселке Белогорка. Многие помнят проникновенный сильный баритон Татаринцева, которым он покорял слушателей, исполняя песни советских композиторов под собственный аккомпанемент.
Родился Александр Николаевич Татаринцев в Дагестане, в Хасавюрте, в 1937 году, в русской семье. Когда мальчику было четыре года, умер его отец. Детство прошло в бедности. Мать, Татьяна Ивановна Резниченко, осталась без помощи, бралась за тяжелую работу: то на консервном заводе, то в цеху токарем. Уже в семь лет Саша обнаружил музыкальные способности. На сэкономленные деньги мать купила ему балалайку …без струн. Натянуть струны мальчику, приученному ко всякому труду, было несложно. Стал играть.
«Нужно хотя бы гармонь», – понимала Татьяна Ивановна. Еле наскребла на инструмент. Парень стал играть на гуляньях. Но не все беды остались позади. Разбирая конструкцию игрушечного пистолета, Саша выстрелил гвоздем себе в глаз. После долгого лечения всетаки потерял зрение на один глаз. Спасла музыка.
В 1953 году он сдает экзамены в музыкальное училище в городе Грозном. Александр, поступая в училище, не знал не только сольфеджио, но и музыкальной грамоты. Поразил комиссию абсолютным слухом. Догнать однокурсников сумел благодаря исключительному трудолюбию. По окончании училища Александр преподает в музыкальной школе в Грозном и руководит большим хором нефтяников.
В 1962 году Александр Николаевич приезжает в Гатчину. Красота Дворцового парка, спокойная гладь озера, величавые липы, дубы, лиственницы – эта богатая природная оправа дворца поразила молодого человека. Он решил остаться в Гатчине и тогда еще не знал, что навсегда.
В музыкальную школу его принимала Лидия Николаевна Дегусарова, которая была завучем. Увидев диплом об окончании музыкального училища, выданный Татаринцеву в 1957 году, она решительно сказала: «Нам сейчас такой специалист крайне необходим». И своей волей заперла диплом в шкаф. Так Александр Николаевич стал преподавателем Вечерней школы общего музыкального образования, которая находилась в прекрасном здании на улице Чкалова, 66. Директором этой школы был Глеб Сергеевич Веретенников, учащимися – и подростки, и взрослые. Татаринцев преподавал по классу баяна, кроме того, он руководил оркестром баянистов-аккордеонистов.
Известный ныне создатель и руководитель вокального ансамбля «Горница» Владимир Алексеевич Павлов играл в этом оркестре, а затем – в ансамбле баянистов под руководством Татаринцева. Владимир Алексеевич вспоминает, каким замечательным педагогом и специалистом был Александр Николаевич, как он умел подобрать ключик к каждому ученику. В 80-х годах Татаринцев возглавлял детскую музыкальную школу №2, что сейчас находится на Красноармейском проспекте. В памяти коллег-учителей этой школы он остался талантливым педагогом и руководителем. По воспоминаниям Ларисы Валентиновны Строгановой, он работал с исключительной самоотдачей: в 8 часов утра уже был в школе. Организация учебного процесса и хозяйственные вопросы, – все лежало на нем.
В 1967 году на базе Гатчинской вечерней школы общего музыкального образования начала свою работу Гатчинская народная филармония. Ее создателем и руководителем был заслуженный работник культуры Глеб Сергеевич Веретенников. В филармонии было несколько творческих коллективов: академический хор, оперная студия, оркестр баянистов-аккордеонистов, инструментальная группа, лекторская группа, вокальный ансамбль «Тоника». С большим успехом работал оперный коллектив. Александр Николаевич Татаринцев участвовал в постановках мини-опер как исполнитель вокальных партий: Грязнова – в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», Демона – в опере Рубинштейна «Демон», пел в опере Э. Эспозито «Каморра». Каждый месяц филармония проводила пять концертов: один из них в зале музыкальной школы им. Ипполитова-Иванова в Гатчине, остальные концерты – в поездках по Ленинградской области, по городам Советского Союза. Непременный участник концертов Гатчинской филармонии, обладатель красивого по тембру баритона, Татаринцев исполнял песни советских композиторов под собственный аккомпанемент на баяне.
Гордостью филармонии был оркестр баянистов-аккордеонистов, который состоял из учащихся ВШОМО и насчитывал 40 человек. Первым его руководителем был А.Н. Татаринцев. Исполнялись произведения Брамса, Фибиха, Дунаевского. Александр Николаевич аранжировал русские народные песни, которые также исполнялись оркестром. Прозвучали в зале музыкальной школы и части сюиты Татаринцева «Крымские зарисовки».
Будучи загружен своей профессиональной и общественной деятельностью, Александр Николаевич все-таки решает получить высшее образование. В 1973 году он оканчивает Ленинградский институт культуры им. Крупской.
Последние 20 лет своей жизни Александр Николаевич пел в церковных хорах: в Павловском соборе, а позднее – в Покровском. Сам он называл пение в этих хорах «отдушиной». Его прекрасный бархатистый баритон (позже – бас) поддерживал хор, как выражался сам Александр Николаевич, в фундаменте, в нижних регистрах. Татаринцев пришел в церковный хор благодаря Владимиру Алексеевичу Павлову. В начале 1990-х годов организовался новый состав хора Павловского собора. Талантливый музыкант, воцерковленный человек Алексей Алексеевич Гвоздецкий стал регентом хора. Нужны были новые певчие. В.А. Павлов увидел среди прихожан собора св. Павла Александра Николаевича Татаринцева, предложил ему петь в церковном хоре, так как помнил его прекрасный низкий голос. С этим хором позже Александр Николаевич бывал в Германии – в городах Зинцхайме и Эттлингене. Пел хор в католических и лютеранских храмах. Состав хора был очень сильным: все певчие – музыканты, у всех прекрасные голоса. Звучание в костелах грандиозное – высокие своды. Знатоки хорового пения не скрывали своего восторга от исполнения хором духовной музыки.
Уже будучи в преклонном возрасте Александр Николаевич выдерживал все рождественские и пасхальные службы (также и всенощные).
Проникновенное, музыкально отточенное пение не забудет тот, кто слышал в его исполнении песни советских композиторов. Сохранились записи голоса А.Н. Татаринцева, когда он пел в ККЦ «Юбилейный» в пос. Сиверском. Несколько лет Александр Николаевич руководил вокальным ансамблем «Оредеж», который с успехом выступал на сцене этого комплекса.
Людей, близко знавших Александра Николаевича, привлекали его душевные качества, главным из которых была сострадательность – сочувствие и моральная поддержка человека в его горестях. Никогда он не алкал карьеры, не метил на чужое высокое кресло, не подставлял ногу ближнему. И когда советовали ему написать воспоминания о своей творческой деятельности, отвечал: «Кому это нужно, разве это так значительно?» Однако, много общаясь со знакомыми и друзьями по телефону, рассказывал о разных поездках с народной филармонией по городам Советского Союза, о выступлениях, о встречах с замечательными артистами: Георгом Отсом, Аркадием Райкиным.
А.Н. Татаринцев не ограничивал свои интересы только культурой. Он пристально следил за изменениями политической жизни в стране и в мире. Лучше нас он понимал всю сложность отношений с Чеченской республикой и непредсказуемость военных действий в Чечне в 1994-1998 годы. Глубоко переживал все события жизни страны, страдая от несправедливости, от жестокости.
Его не угаснувший до конца жизни интерес к литературе восхищает. Александр Николаевич прочел десятки книг за последние 2-3 года, особенно увлекался историческими романами. Он имел большую библиотеку, в которой были произведения русских и зарубежных классиков, многих замечательных советских писателей, художественные альбомы.
Русский умелец, А.Н. Татаринцев настраивал фортепиано и баяны. Своими руками он построил дом в садоводстве, чем очень гордился. Развел яблоневый сад, высадил ягодные кусты.
Помянем добрым словом этого человека, он прошел через многие судьбы, даря людям свои знания, свой талант, вдохновляя на творчество.