У ребёнка трудности с учёбой – как ему помочь?

Трудности с учебой периодически возникают у всех школьников. Учиться всегда было не просто. Необходимо разобраться с тем, какие это трудности: затяжные, «хронические» или неожиданные, недавно возникшие.

Рубрики:  Образование

Для появления тех и других причин очень много, но они все разные. Неожиданные трудности могли возникнуть, как правило, у подростков из-за ссоры с друзьями, близким человеком, учителем, изза увлечения каким-то хобби. Когда ученик длительно болеет, он как бы «выпадает» из школьной жизни, и это неизбежно отражается на оценках, знаниях. Очень хорошо, если родители во время отсутствия ребенка в школе узнают, какой материал изучался на уроках, помогают ему не отстать, поддерживают его.

Особенно важны помощь и контроль в начальной школе. Родители должны знать, что механическое заучивание непродуктивно. Хорошо запоминается лишь то, что хорошо понято. При чтении постарайтесь найти главную мысль и ее доказательства, учить не только отвечать на вопросы, но и задавать их, как учат в школе.

При слабой технике чтения больше читайте, работайте дома со слоговыми таблицами. В этом вам помогут учителя, школьные логопеды. В 1 классе читайте книжки с картинками, чтобы содержание прочитанного видно было на рисунке, т.к. ребенок должен не только прочитать, но и понять текст. Во 2-3 классах интересно закрывать одно слово в предложении, чтобы ребенок восстановил содержание.

Для грамотного письма, кроме знания правил, очень важно научить ребенка читать то, что он написал, а не то, что звучит у него в голове, т.е. формировать орфографическую зоркость. При решении задач не решайте за него, а покажите путь решения: о чем задача, что известно, что надо найти.

С медлительными детьми, которым очень трудно сосредоточиться перед контрольной работой, дома накануне хорошо проговорить порядок начала работы: открыть тетрадь, прочитать текст задания, найти вопрос, на который надо ответить, подбодрить его.

А с каким интересом дома ваш ребенок в роли учителя будет диктовать вам текст и потом проверять ошибки, которые вы специально сделаете! Сколько это вызывает улыбок и веселья! Побеседуйте с ним, хотел ли он, учитель, сделать вам плохо, обидеть? И страх перед контрольной пройдет, т.к. он прочувствовал, что учитель – его помощник, заботится о нем и не хочет сделать ему больно.

Главное – не опускать руки, верить в своего ребенка, не ругать его, а помогать, поддерживать контакт с учителем, обращаться за помощью к логопеду, психологу. Ведь только в начальной школе главный вид деятельности для ребенка – это учеба.

С подростками сложнее. Спросите у них, у кого трудности с учебой: у них самих или у тех взрослых, которые их учат и воспитывают? Если они считают, что у взрослых (а подростков все устраивает, только не нравится, что взрослые «пристают» и ругают), то им еще долго эти трудности испытывать. Если же сам подросток осознает, что учится не так, как ему самому хотелось бы, то он может себе помочь. Прежде всего, сказать себе «стой». Спорт, увлечения – это все хорошо, но учиться надо, потому что впереди целая жизнь. Попробуйте проанализировать вместе (или подросток может сделать это сам), что мешает совместить увлечение и нормальную учебу. Как правило, они несовместимы только на первый взгляд. И вообще, почему увлечение управляет его жизнью, а не он им? Необходимо реально оценить отставание в учебе. Распределить время так, чтобы больше свои долги не увеличивать, а только сокращать. Лучше всего честно поговорить с учителями, они помогут составить план по ликвидации пробелов. Какое-то время будет много работы, но потом все наладится. Продумайте режим дня, время на выполнение домашних заданий, время для любимого дела.

Сложнее разбираться с ситуацией, когда трудности в учебе накапливались давно. Чтобы понять причины учебных неудач, необходимо подростку честно ответить на три вопроса: «Хочу ли я учиться лучше? Могу ли я учиться лучше? Что я готов сделать для того, чтобы учиться лучше?». Не на сплошные «5» (для этого действительно нужны определенные качества характера – настойчивость, ответственность, прилежание), а нормально, без двоек, на «4». Другое дело, что иногда дети не хотят и не умеют быть хорошими учениками.

Успешное учение – дело не простое, умению учиться надо научиться. Например, после математики нельзя учить физику, а после истории – литературу, т.к. из памяти все следы схожих предметов сотрутся. Учиться – значит уметь слушать, слышать и запоминать, сосредотачиваться на учебной задаче, на словах педагога. Но, как писал Гельвеций, «мысль входит в сознание вратами чувств». Это может быть интерес к предмету, ответственность, увлеченность… И знания усвоятся прочно. А если просто присутствовать на уроке и ждать его конца..? Будет ли успех? И что очень важно: учитель может научить, но он никогда не сможет сделать человека хорошим учеником, если ученик сам этого не захочет.