Эхо кинофестиваля. Леонид Юзефович: «Время Пушкиных прошло…»

Одним из почетных гостей кинофестиваля «Литература и кино» стал известный прозаик и историк, автор текста для последнего «Тотального диктанта» Леонид Юзефович. На встрече с писателем, которая прошла в районной библиотеке им. А.С. Пушкина, он рассказал о том, как складывался его творческий путь, о своем отношении к литературе и истории и объяснил, почему, по его мнению, у нынешних писателей отсутствует миссия как таковая.

Рубрики:  Культура

Лауреат нескольких престижных литературных премий общался с читателями исключительно стоя, объясняя это стародавней педагогической привычкой: Леонид Юзефович профессиональный историк, многие годы преподававший в школе.

Писатель родился в Москве, однако городом его детства и юности стала Пермь. В молодости «как и все» писал стихи и беллетристику, потом заинтересовался документально-историческим жанром. Закончив филологический факультет Пермского государственного университета, отслужил в армии, в Забайкалье. Служба дала будущему писателю и историку замечательную возможность погрузиться в самобытный мир Дальнего Востока. Знакомство с Монголией, буддийские монастыри, общение с ламами — все это отчасти определило дальнейший творческий путь писателя: монгольская тема отныне будет присутствовать во многих его книгах.

Именно в армии Юзефович написал свой первый историко-фантастический роман, который так и не был опубликован. Тогда же, в молодости, зародился глубокий интерес к личности барона Унгерна, белого генерала, воевавшего на Дальнем Востоке, фигуры своеобразной, романтической и очень интересной. Итогом этого исследования стал роман «Самодержец пустыни», опубликованный в 1993 году.

Настоящее признание пришло к Юзефовичу с появлением серии детективных романов о сыщике Иване Путилине, действие которых разворачивается в дореволюционном Петербурге. Одна из этих книг получила премию «Национальный бестселлер». Истории о Путилине были дважды экранизированы — в 1991 и 2007 годах (сериал «Сыщик Путилин»). Были экранизированы и другие книги Юзефовича, правда, большинство этих фильмов он оценивает довольно прохладно, с некоторой, впрочем, оговоркой: со временем писатель пришел к выводу, что книга и экранизация — две совершенно разные вещи, и бессмысленно их сопоставлять.

Практически все последние романы Юзефовича попадали в короткие списки самых престижных литературных премий. В финал «Русского Букера» прошла «Казароза». Первую премию «Большая книга» получили романы «Журавли и карлики» (2009) и «Зимняя дорога» (2016). А в прошлом году «Зимняя дорога» завоевала еще две престижных награды, став победителем премии «Национальный бестселлер» и историко-литературной премии «Клио» Российского исторического общества. По признанию писателя, больше всего он рад последней из них, как признающей его заслуги на поприще историка.

История продолжает оставаться для Юзефовича приоритетным профессиональным занятием, причем наибольший интерес у него вызывает Гражданская война на востоке России. Любой такой конфликт — предмет всегда невероятно сложный, требующий особого подхода. Всегда это результат сплетения огромного количества обстоятельств, в ней трудно найти правых или виноватых. По словам писателя, в истории для него не существует белых и красных.

— В юности нам всем кажется, что мы должны иметь мнение по каждому вопросу. Но последние лет двадцать я так не считаю, говорит он. Я имею свое мнение только по тем вопросам, которыми я профессионально занимаюсь.

Свое отношение у Леонида Абрамовича и к миссии писателя.

— Миссии как таковой у современного писателя нет, считает он. В наше время это просто профессия, и больше ничего. А насчет того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» так с этой миссией прекрасно может справиться воспитатель детского сада или кондуктор трамвая. В Петербурге есть замечательные кондукторы. Один из них за год перевозит в десять раз больше народу, чем прочитают мою книжку…. Вообще я считаю, что такого понятия, как литературный талант, не существует в природе. Существуют способности и целенаправленное развитие навыков. И любовь. Если вы полюбите литературу и будете заниматься ею очень долго, то вы обязательно добьетесь какого-то результата…. Время Пушкиных прошло. Сейчас Пушкиным никто не может стать для этого нужна молодая страна и молодая литература. Мы сейчас не сможем отыскать не только Пушкина, но и Менделеева.

И все же Леонид Абрамович отметил современных писателей, на которых стоит обратить особое внимание. Последние три литературных имени, которые произвели на него большое впечатление – это Анна Матвеева, Элис Монро и Ханья Янагихара. Одними из самых интересных русских современных писателей Леонид Юзефович считает Александра Терехова, Захара Прилепина и Алексея Иванова.