Александру Астахову – 60!

Александр Иванович Астахов оставил заметный след в истории образования города Гатчины и Гатчинского района. Он возглавлял городской отдел образования в самый сложный период новой российской образовательной  политики, реформирования советской системы образования и становления образования в новой России.  Он стал последним заведующим городского отдела образования в тот период, когда Гатчина стала поселением первого уровня.

Рубрики:  Образование

Владикавказ

А.И. Астахов родился 29 июня 1957 года в городе Орджоникидзе (ныне – Владикавказ). Скромная, дружная семья, мама – цветовод, отец – экскаваторщик.

Все десять лет проучился в одной средней школе №15 и до сих пор остаётся благодарен своим учителям:  учительнице начальных классов Хохловой Нурзиде Ибрагимовне и классному руководителю Третьяковой Зое Петровне. По его словам, они обе были для него словно вторая мама, настолько заботливо и заинтересованно относились к своему ученику.

Во владикавказской школе №15 сложился крепкий педагогический коллектив. К своим учителям ученики относились с большим уважением. Особенный авторитет имела среди учащихся и коллег Анна Иосифовна Виноградова, учитель математики,  настоящий мастер — профессионал, учитель с большой буквы.

«В 60-е годы все народы во Владикавказе жили дружной семьей, никаких разногласий на национальной почве у нас не было, — вспоминает Александр Иванович. — Мы изучали осетинский язык факультативно, два раза в неделю, а русский язык всегда был и остается языком межнационального общения для всех национальностей».

В Орджоникидзе проживало тогда около 30 национальностей. Свидетельством их единства можно назвать хадар, общинный дом, который строили все вместе и мусульмане, и христиане, и осетины, и русские.

Школа №15 оставила самые добрые воспоминания. «Всех школьных товарищей я хорошо знал, жили мы в одном микрорайоне, дружили. В нашей школе учился, например, Валера Газаев, он на три года старше меня, а жили мы по соседству и играли в одном дворе».

Класс, где учился Саша Астахов, был дружный, ребята способные, после окончания школы все поступили в высшие учебные заведения. Только трое из выпускников уехали учиться в Москву, остальные остались в Орджоникидзе.

Саша был очень активным учеником, занимался общественной работой, прошел через пионерскую организацию и комсомол. Он очень любил выступать на сцене, уже со второго класса участвовал в конкурсах ораторского мастерства, впоследствии выступал в качестве ведущего на всех школьных вечерах. Так складывались лидерские качества, отрадно было и то, что формальное и неформальное лидерство совпадали.

Очень запомнились поездки на Новогодние праздники, которые организовала школа для своих старшеклассников. Новый 1973 год они встречали в Ленинграде, а в канун 1974 года отправились на супер-поезде «Орджоникидзе — Москва» в столицу.

В школе Александр увлеченно изучал географию, политологию. Он был постоянным покупателем в магазине «Политическая книга», где следил за новинками политической литературы, географии зарубежных стран и приобретал массу новейшей литературы. Серьёзный интерес к предмету привел его в читальный зал Республиканской библиотеки, где работала подруга его матери, Ирина Гапаева, позволившая ученику шестого класса пользоваться книжным богатством научной библиотеки. Занятия географией доставляли мальчику неподдельное удовольствие. И все в школе получалось без особого напряжения, потому как сам процесс затягивал, а результаты окрыляли.

Мечта поступить учиться в МГУ имени М.В. Ломоносова захватила его именно тогда, когда старшеклассники средней школы из Орджоникидзе приехали в Москву на новый- 1974й – год, и он увидел здание университета на Ленинских горах. Однако, побывав на дне открытых дверей на географическом факультете Северо-Осетинского государственного университета, изменил свое решение. На это повлияла встреча с замечательным человеком, заведующей кафедрой Марией Иосифовной Серебряной, которая смогла убедить Александра поступать именно в свой родной республиканский университет. Родители мальчика обрадовались его новому решению: сын оставался дома, в Орджоникидзе, что не так накладно отражалось на их семейном бюджете, и им было много спокойнее, когда ребенок дома.

Так, после окончания школы в 1974 году, Александр поступил в Северо-Осетинский Государственный Университет. Поступил легко, хотя конкурс был в то время значительный. Все годы получал повышенную стипендию за хорошую учебу, университет закончил с «красным» дипломом. Первые три года, вспоминает А.И. Астахов, так был увлечен учебой, что не пропустил ни одной лекции. Особенно запомнилось лето 1977 года, проведенное в интернациональном стройотряде в Болгарии. А после окончания университета в 1979 году его направили на стажировку в ЛГУ имени А.А. Жданова, в Ленинград, для последующего поступления в аспирантуру по специальности «геофизика и геохимия ландшафтов».

В Ленинграде

20 января 1979 года Александр прилетел из Минеральных Вод в Ленинград. Ночью взял такси и сразу направился в центр города: бродил по Невскому, нашел главное здание университета на Васильевском острове. Не верилось, что начиналась иная жизнь, пока незнакомая и непредсказуемая.

В Ленинграде он устроился в старом здании студенческого общежития на Васильевском острове, где прожил год. Научным руководителем назначили Исаченко Анатолия Григорьевича. Александр посещал его лекции, сдавал «кандидатский минимум». Особенно запомнилась преподаватель  Миненкова Анна Михайловна, которая готовила стажеров из разных национальных университетов к сдаче кандидатского минимума по английскому языку. Подготовка приехавших в ЛГУ поступать в аспирантуру была довольно слабой, однако Анне Михайловне за короткий срок удалось так мотивировать своих слушателей и так их подготовить, что они стали читать статьи из газет «Morning Star» и «Moscow News» в оригинале.

Специальность и английский язык Александр сдал на «отлично», философию – на «хорошо» и поступил в аспирантуру. Радостным событием стала первая публикация в «Известиях Географического общества» по теме научного исследования «Структурно-динамический анализ субальпийских ландшафтов Большого Кавказа».

Александр Иванович отмечает, что темы для диссертационного исследования не навязывались сверху. Аспиранты выбирали те темы, которые были им близки, а объект исследования совпадал с их региональными предпочтениями. Александру Ивановичу был близок Кавказ, тем более, что уже с начала 1980 года он стал работать в лаборатории природной среды ЛГУ: наблюдать за состоянием природной среды, используя современные аэрокосмические методики. Эта лаборатория имела свою базу в Тбилиси, на базе Тбилисского государственного университета, где в 18 км от Тбилиси был построен Марткопский научный стационар.

Исследования, проводимые лабораторией природной среды ЛГУ, хорошо финансировались. Например, в то время один час работы вертолета МИ-2 обходился в 125 рублей. Только на вертолетные полёты лаборатории выделялось 100 тысяч рублей из бюджета. Вот как финансировались научные исследования во времена Советского Союза.

С большой благодарностью вспоминает Александр Иванович своего старшего наставника из Тбилиси Николя Левановича Беругашвили, который не только руководил его полевыми исследованиями, но и приютил молодого аспиранта в доме своего отца.

В феврале 1981 года Александр Иванович участвует в экспедиции в Гагры, в заповедник Пицунда, где занимается исследованием двухметрового слоя снега. Это сложный район для экспедиции, потому как карстовые воронки, не видимые под снежным покровом, представляют для исследователей большую опасность. Беда подстерегла одного их участников этой экспедиции, который провалился в такую карстовую воронку. Спасение товарища оказалось испытанием на прочность всей группы. К счастью, все закончилось благополучно, и после блужданий по засыпанным снегом горам группе удалось-таки найти верное направление и спуститься в село под Гаграми, где местные жители и обогрели, и накормили молодых аспирантов и студентов. «Мы даже не поняли, какой национальности были эти люди, которые нам помогли в трудную минуту, никто тогда о национальности и не задумывался, — вспоминает Александр Астахов .- Они приняли нас как лучших друзей».

Десять ведущих университетов страны использовали лабораторию природной среды в качестве площадки для проведения практики. Сюда приезжали студенты и аспиранты из Москвы, Ленинграда, Симферополя, Саратова, Тарту, Риги. Это был настоящий пример тесного сотрудничества университетов всей страны, учёных Советского Союза.

Пробы! Это целая наука и настоящее искусство! На маршрут студенты и аспиранты выходили на две недели. Из шурфа в 1-1,5 метра они брали пробы на каменистость, на влажность, а сами исследования проб проводились в стационаре.

Так, например, берутся пробы в Казбеги, куда исследователи добираются на вертолете через перевал Чми, в ущелье. Пробы помещаются в специальные коробочки-боксы. С каждого снежного слоя берется своя проба, из каждого шурфа – по 15-20 боксов проб.

За время таких экспедиций Александр Иванович подружился со многими аспирантами со всего СССР, собрал богатый материал для диссертационного исследования по всему Кавказу, осуществил несколько научных публикаций.

Обучаясь в аспирантуре по целевому направлению из Осетии, Астахов А.И. должен был вернуться в родной Северо-Осетинский государственный университет. По возвращении выяснилось, что обстановка в университете изменилась: на руководящие должности были поставлены национальные кадры, его бывших преподавателей среди них уже не было. Молодого преподавателя загрузили «по полной программе» – 1200 часов в год. Его дисциплинами стали климатология и ландшафтоведение.

Из этого периода работы вспоминается удачная Всесоюзная экспедиция в Туркмению, в заповедник Сюнт-Хасардак, в которой принял участие молодой преподаватель А. Астахов со своими семью студентами из СОГУ.

Несмотря на то, что преподавательская работа представляла определенный интерес и педагогический опыт постепенно накапливался, но минусы все-таки стали перевешивать: в то время у Александра Ивановича появилась семья, маленький ребенок, а перспектива решить жилищный вопрос и получить собственное жилье оказалась весьма туманной. 30 августа 1984 года А.И.Астахов оставляет Осетию и переезжает в Ленинградскую область.

В Сусанинской средней школе

Переехав в Ленинград в 1984 году, семья Астаховых остановилась в Пушкине, на съемной квартире. Александр Иванович пришел на работу учителем географии и воспитателем в Сусанинскую среднюю школу. Используя накопленный опыт взаимодействия со студентами в полевых условиях, быстро нашел контакт и с учащимися. Особенно укрепился его авторитет воспитателя во время проведения ЛТО – летнего трудового объединения старшеклассников, когда учащиеся в летний период помогали совхозам и сами зарабатывали средства на счет школы. Открытость, умение выслушать и понять ученика, знание возрастных особенностей старшеклассников, умение разглядеть в детях неповторимую личность, уважение их устремлений и интересов – все это стало основательной педагогической и психологической базой, на которой строился опыт молодого учителя географии.

В то время советская школа рассматривалась как центр воспитательной работы в микрорайоне. Многочисленные связи школы с шефствующими организациями, социальной сферой способствовали социализации учащихся, осознанному выбору профессии, а затем и их будущему профессиональному становлению. Александр Иванович занимался краеведением, профориентацией учеников, просвещением и подготовкой их к поступлению в ПТУ и средние специальные учебные заведения. Многие выпускники школы обязаны ему своим жизненным выбором.

Будучи членом профсоюза работников образования, Александр Иванович становится членом комиссии по подведению итогов социалистического соревнования среди школ Гатчинского района, что дает ему возможность познакомиться с деятельностью всех учебных заведений района. Он тесно сотрудничает с руководителями органов образования Гатчинского района – заведующими районным отделом образования Паньковой Марией Николаевной, затем – с Солдатовым Валентином Михайловичем, с председателем районного профсоюза работников образования Криворук Валентиной Васильевной. Активная жизненная позиция Александра Ивановича выдвигает его на передний край Перестройки в стране, начатой Горбачевым М.С. в 1987 году. По рекомендации коллектива школы и при поддержке Мишиной Нины Матвеевны он становится организатором внеклассной работы в Сусанинской школе. В октябре 1988 года работники образования на районной конференции в лице 92 выборщиков выдвигают Александра Ивановича Астахова делегатом от Гатчинского района в Москву,  на Всесоюзный съезд работников образования. Около 60 человек при тайном голосовании поддержали его кандидатуру. Накануне съезда в «Гатчинской правде» появилась статья Александра Ивановича о насущных проблемах советской школы и путях решения наболевших вопросов. Многим работникам образования казалось тогда, что Всесоюзный съезд  сможет решить многие основополагающие вопросы, накопившиеся в образовании, и выведет  народное образования из застоя.

Большим событием для всей ленинградской делегации стал выпуск информационного бюллетеня Всесоюзного съезда с фотографией молодого организатора Сусанинской школы вместе с его учениками на первой полосе. Приятно удивлена и обрадована была этим событием и руководитель ленинградской делегации учителей Сидорова Галина Петровна, в то время находившаяся в должности заведующей областным отделом народного образования Ленинградской области.

Из сильных впечатлений, оставшихся после съезда, наиболее запоминающимся стал раскол между делегациями по ряду основных вопросов развития образования в стране. Своим сепаратистским и националистическим духом вдруг выделились делегации Прибалтийских республик. Тогда за подписью А.И. Астахова в оргкомитет съезда было направлено письмо: «националистическим настроениям делегатов из Прибалтики надо дать отпор». В то время  еще и мысли не было, что СССР приближается к распаду, а поведение делегатов из Прибалтики было лишь предвестием коллапса всей огромной, многонациональной страны.

Несмотря на острые политические разногласия, Всесоюзный съезд все-таки вселил оптимизм и надежду, закончился на мажорной ноте выступлением Николая Ивановича Рыжкова.

Вернувшись со съезда, Александр Иванович встречается с коллективами школ Гатчинского района и Ленинградской области, пропагандирует решения съезда, отвечает на многочисленные вопросы работников образования.

В 1991 году в Гатчине остро встал вопрос о выборе нового заведующего Гатчинским городским отделом образования. Совет депутатов города приглашает Астахова А.И. для беседы. Депутатам первого созыва импонировали молодость кандидата, его активная позиция в образовании и в общественной жизни в целом. Он был в то время депутатом районного Совета Гатчинского района, возглавлял комиссию по образованию, членом Малого Совета Гатчинского района. Утверждение кандидатуры Александра Ивановича на пост заведующего Гатчинским гороно прошло 06 февраля 1991 года: он был единогласно утвержден в новой должности. Начинался новый этап в его деятельности.

Во главе Гатчинского гороно

На своем посту руководителя системой образования города Гатчины Александр Иванович проработал свыше 14 лет, вплоть до декабря 2005 года, когда город Гатчина влился поселением первого уровня в Гатчинский район.

Все самые трудные годы становления новой образовательной системы легли на его плечи. Это были годы экономического преобразования в стране, финансовых кризисов, напряженного положения с педагогическими кадрами. Молодому заведующему гороно надо было оперативно решать многие вопросы самого разного рода, потому как за ним стояли детские сады, школы, учреждения дополнительного образования города, которые ежедневно требовали и финансовой поддержки, и внимания, и требовательного контроля. В этом Александру Ивановичу помогали его выдающиеся человеческие качества: открытость, умения работать с людьми, создать работоспособный, заинтересованный коллектив соратников, нацеленный на решение общих задач, необходимых для создания и совершенствования новой модели городской образовательной системы. Слаженная работа специалистов гороно и методической службы вывела Гатчинский городской отдел образования в ряд лучших в Ленинградской области. Галина Васильевна Рыбина, Галина Ивановна Каюшкина, Ольга Ивановна Унси-Заде, Светлана Михайловна Мельник, Галина Семёновна Фролова, Татьяна Михайловна Маковецкая, Ольга Георгиевна Бузулукова – эти имена коллег, заместителей заведующего гороно, ведущих специалистов и методистов до сих пор связаны с первыми годами формирования системы Гатчинского образования в 90-е годы, годами становления новой демократической России. Собственным показательным примером, преданностью педагогическому делу, компетентностью, заинтересованностью в развитии каждого учебного заведения коллектив городского отдела образования выстроил одну из самых эффективных образовательных систем в Ленинградской области, в которой каждое образовательное учреждение обрело своё неповторимое лицо, нашло индивидуальный путь развития, отвечающий общественному запросу родителей, учеников и самого педагогического коллектива, нашедшего в нем способы педагогической и творческой реализации.

Поддержка детских садов, школ с углублённым изучением отдельных предметов, создание образовательных учреждений нового типа – гимназии имени К.Д. Ушинского, лицея №3, гимназии «АПЕКС», Школы творческого развития» на базе бывшего Дома пионеров  – всё это и еще многое другое – итоги дальновидной образовательной политики Гатчинского гороно под руководством Александра Ивановича Астахова в те сложные 90-е годы, когда будущее представлялось туманно, а настоящее бедно и нестабильно. Однако Александру Ивановичу удавалось находить понимание и поддержку у руководителей администрации города, у мэра города Станислава Семёновича Богданова, у Совета депутатов, которым он не позволял задвигать вопросы финансирования образования в дальний угол.

За время работы Астахова А.И. в должности заведующего Гатчинским гороно сложился спаянный коллектив директоров городских школ, который систематически решал все насущные вопросы на заседаниях Совета директоров. Обязанности председателя Совета многие годы исполняла директор школы №1 Ермакова Людмила Ивановна. Коллективное обсуждение наболевших вопросов, выработка совместного решения на демократической основе – этими принципами Александр Иванович всегда руководствовался в своей деятельности, что снискало ему заслуженное уважение, авторитет и доверие не только руководителей образовательных учреждений, но и всего учительства города. Александр Иванович знал всех учителей в городе, принимал деятельностное участие в их педагогическом развитии и становлении, сам принимал участие в заседаниях методических объединений, аттестационных комиссий. Его участие в жизни коллег феноменально: в самых сложных ситуациях он приходил на помощь каждому нуждающемуся, и в горе, и в радости проявлял себя как настоящий товарищ.

Сегодня Александр Иванович продолжает трудиться на государственной службе, в комитете по спорту и молодежной политике Гатчинского района. В эти дни учителя города Гатчины и Гатчинского района, руководители детских садов и образовательных школ, многочисленные ученики и родители поздравляют Александра Ивановича с 60-летием и желают ему здоровья, энергии и еще много плодотворных лет на благо Гатчины и Гатчинского района.