«Болеро» над полночным парком
Ночь с субботы на воскресенье в Гатчине вновь была посвящена музыке: 8-го июля в Гатчинском парке под открытым небом прошел Восьмой международный фестиваль «Ночь музыки». Как известно, это единственный в России ночной музыкальный open-air, когда сцена располагается на воде, а зрители – на берегу озера, и бессмертные мелодии мировой классики в исполнении симфонического оркестра разносятся по всему парку.
В этом году в программу концерта вошли произведения П.И. Чайковского, Л. Бетховена, Ж. Бизе, М. Равеля, Дж. Гершвина. Премьерой «Ночи музыки» стало попурри петербургского композитора Л. Резетдинова «Мелодии Страны Советов». Чтобы этот фееричный концерт состоялся, сотрудники музея-заповедника проделали колоссальную работу. Как рассказала директор фестиваля Светлана Хапаева, подготовка к «Ночи музыки» – это каждый раз хороший экзамен для всех служб Гатчинского дворца:
— Чтобы люди получили удовольствие, парк нужно прибрать и подготовить: трава должна быть скошена, аварийные деревья убраны, скамейки расставлены и т.д.
- Что в этот раз появилось нового, кроме обогрева сцены?
— В этом году у нас совершенно особые участники: и оркестр Михайловского театра (дирижер – Михаил Татарников), и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга (дирижер – Юрий Серов) играют на этой сцене впервые. Обычно у нас хотя бы один оркестр имеет опыт. Для нас – нагрузка колоссальная, потому что репетируем мы только раз в год – собственно перед мероприятием.
Каждый год мы делаем небольшие шаги в направлении улучшения звука. На сегодняшний день, практически, уже нет разницы в звучании на сцене и в «зрительном зале». Мы долго к этому шли. Более того, у нас есть несколько зон трансляции звука в парке, и на тестовой репетиции мы специально изучали этот вопрос – переход из зоны в зону практически не чувствуется. При движении по парку слушатели не ощущают этого перехода. Это серьезное профессиональное достижение наших звукорежиссеров, чем можно гордиться.
- Отказаться от микрофонов нельзя?
— Мы не волшебники – законы природы нам не преодолеть. На таком расстоянии от зрителя мы не можем доставить звук без специальных технических средств. Однако месторасположение сцены выбрано не случайно: в дневниках великих княжон есть записи о том, что во дворце всегда звучала музыка, в том числе и на террасе-пристани. Поэтому сцена и располагается в этом месте, где наиболее красивый вид и хорошее звучание: архитекторы, когда строили террасу, об этом думали и все рассчитали. В этом году мы только немного переориентировали сцену, чтобы она была больше повернута к зрителям. Территориально она на той же точке.
Бороться с превратностями климата нам не привыкать. Музыканты Михайловского театра были в концертных куртках, на пюпитры всем развесили спирали от комаров, по сцене расставили специальные факелы и тепловые пушки для обогрева. Но, как заметила Светлана Анатольевна, «…наши исполнители всегда героические: им может быть холодно, жарко, их кусают комары, но играют они так, будто ничего не происходит». Инструменты же очень чувствительны к состоянию атмосферы.
Музыкальный директор фестиваля Юрий Серов, который занимается разработкой программы «Ночи музыки», пояснил выбор музыкальных произведений первого отделения:
— Отрывается концерт «Торжественным маршем» Чайковского, потому что это был коронационный марш Александра III, и сразу после коронации император уехал в Гатчину, сделав ее на время столицей империи. А мы всегда стараемся играть что-то связанное с историей Гатчинского дворца. Бетховена не играли ни разу за восемь лет и решили выбрать один из его концертов. Наш солист предложил концерт № 3 («Героический») до минор для фортепиано с оркестром – это замечательная музыка.
За роялем в этот раз был один из самых известных арабских пианистов Рамзи Ясса. Он уроженец Каира, учился в Московской консерватории им. П.И. Чайковского, последние десятилетия живет в Париже, где является профессором фортепиано в Высшей школе музыки «Альфред Корто». По словам Юрия Серова, Рамзи Ясса хорошо говорит по-русски, любит русскую культуру и с готовностью согласился принять участие в «Ночи музыки». Выступление на открытом воздухе его не испугало – на Западе это принято, правда, после утренней репетиции египтянин приуныл, что не помешало ему, однако, с блеском выступить во время ночного концерта. Bechstein – рояль для выступления – был специально доставлен из Петербурга.
Впервые за восемь лет в концерте участвовали вокалисты. «Мы подумали, что голос будет хорошо звучать над гладью Белого озера, – поделился Юрий Серов. – Американский бас-баритон Кевин Шот – очень известный исполнитель партии Порги в опере Гершвина «Порги и Бесс». Помимо вокальных данных, афроамериканец Шот – Порги по происхождению, он органичен в этой партии. В «Ночи музыки» дается концертная версия оперы – все вечные хиты Гершвина, так называемые джазовые стандарты. Каждая тема – шлягер».
Партию Бесс исполняла солистка Михайловского театра Светлана Мончак. Кроме того, помимо приглашенных солистов, вокал был представлен – также впервые – Концертным хором Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Заключительная часть «Ночи» – это всегда симфоническая обработка каких-то популярных произведений. В этом году специально для фестиваля петербургский композитор Леонид Резетдинов создал попурри на темы советских песен для хора и симфонического оркестра «Мелодии Страны Советов» (солистка – Мила Шкиртиль).
— Несколько лет назад мы уже играли его попурри на темы «Beatles», «Queen», – говорит Юрий Серов. – В этот раз мне захотелось собрать лучшее из советского репертуара 50-70-х годов. В результате получилась такая цельная композиция для большого симфонического оркестра, хора и солистки, где звучат любимые песни советской эпохи. О том, какое время лучше, можно спорить бесконечно, но то, что раньше музыку сочиняли душевнее, профессиональнее, и отбор шел значительно более жесткий – это непреложный факт.
Публика стала собираться на концерт задолго до начала. Со всех концов парка народ стекался к берегу Белого озера, кто-то – в партер на скамейки, а большинство расположилось прямо на траве – на складных стульях, ковриках, пледах. В парк в этот вечер пускали только с билетом. Концерт транслировался на больших экранах, так что зрители сидели даже на лужайке возле Березовых ворот. Самым эффектным получилось второе отделение, когда в полночь, после сюиты из музыки к опере Ж. Бизе «Кармен» над ночным парком понеслось завораживающее «Болеро» М. Равеля. В черных водах Белого озера отражалась ослепительная сцена и башни подсвеченного замка, природа замерла вместе со зрителями – до последней ноты и горячих аплодисментов. Через озеро к сцене понеслись крики «Браво!». У зрителей не было микрофонов, но музыканты, конечно, их услышали…