Возвращённые фотографии. Похищенные и спасённые

Возвращённые фотографии. Похищенные и спасённые

Ещё в древние времена появилась традиция отбирать у побеждённого врага шедевры. Трофеи считались символом победы и почёта. Коллекции дворцов Ленинграда и его пригородов всегда славились своим богатством и, безусловно, не могли не привлечь внимания немцев, ценивших искусство.


В нацистской Германии было создано несколько организаций, занимавшихся конфискацией и вывозом культурных ценностей из оккупированных стран, под предлогом их спасения. В военной Гатчине (тогда Красногвардейске) побывал граф Эрнст-Отто фон Сольмс-Лаубах, полковник немецкой армии, доктор искусствоведения, вывезший из дворца 400 портретов личностей немецкого происхождения. C ним конкурировала зондеркоманда барона Эберхарда Макса Пауля фон Кюнсберга, который во время Второй мировой войны возглавлял специальное подразделение, занимавшееся конфискацией архивов, библиотек и художественных ценностей. Непосредственным начальником этой организации был Йоахим фон Риббентроп, а с августа 1942 года – Генрих Гиммлер.

Кроме того, здесь «поработали» представители Оперативного штаба рейхсляйтера Альфреда Розенберга, руководившего изъятием культурных ценностей на оккупированных территориях, Георг фон Крузенштерн, Гельмут Шпеер и другие. 

Команды также конкурировали между собой. К примеру, группой Кюнсберга было подготовлено к вывозу более 300 тысяч объектов культурного и исторического наследия, из-за чего её, по требованию Розенберга, вывели с восточных оккупированных территорий.

В период оккупации происходили также бессистемные грабежи коллекций дворца солдатами и офицерами рейха.

Прошло почти 74 года с момента освобождения города Гатчины от немецко-фашистских войск. Каждому жителю нашего города известна трагическая история дворца, который загорелся после отхода оккупантов. Прибывшая 31 января комиссия музейщиков констатировала гибель всех интерьеров дворца от свежего пожара. К счастью, уцелели стены уникального памятника. Общепринятая версия состоит в том, что здание вспыхнуло в результате сработавших взрывных устройств замедленного действия.

До Великой Отечественной войны фонды музея изобиловали ценными коллекциями живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, тканей, оружия, драгоценных металлов, редких книг. Кроме того, здесь хранился обширный (более 100 тысяч снимков) фотоархив, включавший как личные снимки семьи Романовых, так и предвоенные изображения интерьеров дворца. Но, к сожалению, в период эвакуации весь фотоархив остался во дворце за невозможностью его вывезти (по ценности он уступал другим экспонатам).

Для нынешнего процесса реставрации это стало большой проблемой, поэтому каждый подлинный снимок довоенного дворца очень дорог. Так решил и немецкий антиквар Томас Мертенс, который купил за 1500 евро 45 фотографий с изображениями интерьеров Гатчинского дворца и фарфоровых изделий из довоенных коллекций музея. О принадлежности было несложно догадаться: на обороте каждого снимка стоял гриф ГДМ. Антиквар решил выставить фотографии на аукционе Ebay за 12500 евро.

9 ноября 1990 года в Бонне был подписан договор «О добрососедстве, партнёрстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ». В статье 6 говорится, что «Советский Союз и ФРГ соглашаются уведомить друг друга о нахождении на своей территории предметов искусства другой стороны договора и признают справедливым возвращение культурных шедевров их владельцам». 16 декабря 1992 года в Москве было подписано «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Федеративной Республики Германии о культурном сотрудничестве». Согласно этим документам, обе стороны должны сообщать друг другу об обнаруженных ими экспонатах. Немецкие коллеги-музейщики по возможности стараются помочь нам в возврате реликвий на законное место.

В данной ситуации попытка выставить лот с экспонатами, о принадлежности которых известно, была незаконной. За это предпринимателю мог грозить крупный штраф. Приоритетом мировой культурной политики является предварительное ведение переговоров с владельцами, без привлечения судебных инстанций.

В апреле 2017 года сотрудникам научного архива Гатчинского дворца стало известно о выставленных на продажу на сайте Ebay 45 снимках из коллекции музея. К лоту были приложены изображения, в том числе оборотов фотографий, на каждой из которых стояли номера Гатчинского дворца, нанесенные в 1938 году во время генеральной инвентаризации. Имелся также список с перечислением сюжетов снимков. Среди них: парадные залы Центрального корпуса, предметы серебра и фарфора. Однако особый и основной интерес научных сотрудников ГМЗ «Гатчина» вызвали фотографии Министерского коридора и Медвежьей лестницы в Арсенальном каре. Изображения этих интерьеров, как и сами интерьеры, были утрачены в годы войны и до настоящего времени не были обнаружены ни в архивах, ни в музеях, поэтому представляют огромную ценность для проведения реставрационных и экспозиционных работ.

Сотрудники дворца обратились в Министерство культуры Российской Федерации, а также к немецким коллегам, докторам наук, профессорам истории Вольфгангу Айхведе и Коринне Кур-Королёв. Те в свою очередь направили запросы в Министерство иностранных дел ФРГ, российское посольство в Берлине, а также в местную полицию. Исход дела решился неожиданно и быстро: фотографии были изъяты офицером полиции, который, руководствуясь законом о праве собственности, отвёз ценную находку в местное отделение.

Затем сотрудники ГМЗ «Гатчина» отправили письменное подтверждение принадлежности фотографий Гатчинскому дворцу в российское посольство в Германии. В августе 2017 года был получен ответ от Уполномоченной при Федеральном канцлере ФРГ по культуре и СМИ Моники Грюттерс в виде приглашения в Берлин на передачу снимков.

20 сентября 2017 года фотографии были возвращены представителям ГМЗ «Гатчина». Церемония проходила в особняке директора Немецко-российского музейного диалога профессора Германа Парцингера.

В мае 2018 года, в канун дня Победы СССР в Великой Отечественной войне, планируется проведение выставки одного экспоната, где будут представлены наиболее интересные из вернувшихся снимков.

В приказе Наркома обороны И.В. Сталина от 23 февраля 1942 года говорилось: «Было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, германским государством. Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остаётся». И это важно понимать, так как роль личности в истории отдельно взятой страны порой может накладывать негативный отпечаток на отношение к ней всего мирового сообщества. Так произошло и с Германией. Некоторые россияне до сих пор с опаской и недоверием относятся к немцам, считая их потомками нацистов. Однако многие из этих людей были коммунистами и антифашистами, кто-то попал на фронт в наказание за неподчинение режиму.

Сейчас существует тенденция считать каждый обнаруженный экспонат спасённым, неважно, был ли он украден, либо действительно вынесен с целью спасения. Теперь, в нынешних условиях, это не так важно. Главное, что реликвии находятся, и порой в самых неожиданных местах. Помогают нам в обнаружении ценностей и немецкие коллеги – дипломаты, историки, сотрудники музеев, фондов.

Однако очень важно, чтобы не только они помогали в поиске экспонатов. Необходимо, чтобы те, кто хранит память о предках в виде сервизов, живописи, мебели или даже фотографий из дворца, проявили гражданскую позицию и увековечили имена своих прадедов, передав спасённые ими реликвии в музей на вечное хранение.

Каждый даритель становится вкладчиком в бесценное дело восстановления шедевра архитектуры мирового значения и способствует открытию новых залов, интерьеров и экспозиций Гатчинского дворца, доступного для посещения всех желающих. В настоящее время идёт активное возрождение вековых музыкальных традиций императорской резиденции, проводятся балы и светские приёмы, открываются выставки и новые музейные объекты, реставрируются залы и парковые павильоны.

Давайте вместе восстановим былую красоту Гатчины! 

Фото: Bundesregierung/Bergmann Правительство Германии/Бергманн Bundesregierung/Bergmann Правительство Германии/Бергманн