Кинофестиваль «Литература и кино»: мы все заинтригованы

В эти дни в Гатчине проходит XXIV Российский кинофестиваль «Литература и кино». Торжественное открытие состоялось 12 апреля в кинотеатре «Победа».

Рубрики:  Культура

В 24-й раз гостеприимная Гатчина встречает кинорежиссеров, актеров, писателей, отдавая дань сложившейся в России традиции, согласно которой в основе хорошего кинопроизведения должна лежать хорошая литература. О важности этой связи и главных условиях успеха любой кинокартины говорили на прошедшей перед открытием фестиваля пресс-конференции, участие в которой приняли члены конкурсного и читательского жюри кинофестиваля.

Открытие XXIV Российского кинофестиваля «Литература и кино» проходило при полном аншлаге в зрительном зале кинотеатра. На огромном белом экране перед глазами зрителей мелькали лица тех, кто прославил российский кинематограф, оставив неизгладимый след в нашей памяти. В этот день вспомнили и тех, кто ушел от нас совсем недавно — о народном артисте РСФСР Алексее Петренко и одном из основателей кинофестиваля, бессменном руководителе читательского жюри конкурса Сергее Есине.

В этом году торжественная церемония открытия кинофестиваля была посвящена двум юбилейным датам – 95-летию со дня рождения композитора Исаака Шварца и 80-летию со дня рождения поэта Владимира Высоцкого. Воспоминание о них началось с танцевального пролога, исполненного под знаменитую песню Владимира Высоцкого «Я, конечно, вернусь...» ведущими солистами Михайловского театра.

Волею судьбы пути двух великих художников слова и музыки пересеклись в кино. В 1973 году на экраны вышла картина режиссера Анатолия Бобровского «Черный принц», в котором прозвучал романс на стихи Высоцкого и музыку Шварца. Первой романс «Неужели мы заперты в замкнутый круг» пела Валентина Толкунова, а на Гатчинском фестивале он прозвучал в прекрасном исполнении Светланы Захаровой.

И еще одного великого художника слова вспомнили в день открытия кинофестиваля. Огромную роль в формировании российской литературы сыграло творчество Льва Толстого, в частности, его незабываемые женские образы. Романтическую, очень красивую и трогательную ноту в фестиваль внесло выступление актрис Гатчинского театра костюма «Катюша», представивших новую коллекцию «Тайна женщины» по мотивам романа «Анна Каренина» Льва Толстого.

Невероятную ностальгию у зрителей вызвало выступление почетного гостя фестиваля, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР Евгения Доги. Зал буквально замер, когда седовласый маэстро сел за белый рояль, ожидавший его на сцене. В этот вечер в его исполнении прозвучала инструментальная композиция, составленная из самых знаменитых его мелодий, в том числе вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», вызвавшего шквал аплодисментов у благодарной публики.

Ведущие церемонии открытия – петербургские актеры Юрий Балтачев и Юлия Рудина – рассказали о конкурсных фильмах 2018 года и представили зрителям членов жюри.

В этом году в конкурсный показ кинофестиваля «Литература и кино» вошли девять игровых и девять неигровых картин. В основе отобранных фильмов – литературные произведения самых разных авторов: от японского писателя начала XX века Акутагавы Рюноскэ до Достоевского, Хармса и Довлатова.

Жюри конкурсного показа возглавил кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России Вадим Абдрашитов. В жюри также вошли кинорежиссер Сергей Головецкий, композитор Евгений Дога, народная артистка РСФСР Лариса Лужина, оператор-постановщик Руслан Герасименков.

Как считает Вадим Абдрашитов, уникальность Гатчинского кинофестиваля в том, что он говорит о самом главном, самом насущном в кинематографе, поскольку опирается на крепкую литературную основу. В отсутствии качественной литературной основы – полноценной истории, по мнению режиссера, во многом заключается проблема современного кинематографа. Режиссер выразил надежду, что представленные на фестивале картины сумели справиться с этой проблемой. «Мы все заинтригованы и с нетерпением ждем заявленных фильмов» – так завершил он свое напутствие фестивалю.

В этом году читательское жюри возглавил киновед, сценарист и критик Андрей Шемякин. Кроме него в жюри также вошли представители библиотечного сообщества Гатчины и района Елена Бабий, Наталия Гаврилова, Ольга Пугач, Юлия Сергеева, Анна Степанова.

- Фестиваль уникален еще и потому, что это эпицентр нашей культуры вообще, – считает Андрей Шемякин. – Через слово, общение, диалог многое становится ясным. Люди, которые вошли в читательское жюри, держат нашу культуру. Они — соль земли.

Очень теплыми словами благодарности и любви вспомнил Андрей Шемякин своего предшественника – Сергея Есина, уход которого в 2018 году стал невосполнимой утратой для всех, кто причастен к кино и литературе.

- Сергей Николаевич был одним из тех, кто этот фестиваль придумал и сделал, – напомнил киновед. – У него был удивительно емкий взгляд на современность. Мы будем продолжать его дело, сколько хватит сил...

Одним из главных эпизодов церемонии стало вручение народной артистке РСФСР Светлане Немоляевой традиционного приза губернатора Ленинградской области за вклад в развитие кинематографа. С еще одной заслуженной наградой любимую многими поколениями зрителей актрису поздравил председатель Комитета по культуре региона Евгений Чайковский. Как рассказала Светлана Немоляева, она уже не в первый раз посещает фестиваль «Литература и кино», и с Гатчиной у нее связаны самые теплые воспоминания.

- Спасибо за оценку, спасибо за память, – сказала актриса. – Процветания и бесконечного существования Гатчинскому фестивалю!

Светлана Немоляева представила фильм-открытие фестиваля — черно-белую игровую картину Рустама Хамдамова «Мешок без дна», в которой сыграла одну из главных ролей.

- Это необычная картина, ни на что не похожая, – считает она. – Это совершенно новый взгляд на вещи, на женскую красоту, на отношения мужчины и женщины. Для меня было счастьем работать с этим режиссером.

Фильм Рустама Хамдамова задал действительно высокую планку всем другим конкурсным картинам. Он создан по мотивам новеллы «В чаще» одного из самых сложных и необычных писателей мира Акутагавы Рюноскэ. Восточный взгляд на вещи, отказывающийся от линейного восприятия действительности, показывает внутреннюю сложность и парадоксальность любого эпизода человеческой жизни.

История, показанная в фильме, происходит во время правления русского императора Александра II. Фрейлина княжеского двора рассказывает Князю сказку, в которой происходит мистическое убийство Царевича в лесу. Свидетелей преступления несколько, но у каждого — своя версия случившегося. Главную роль в этом фильме играет великолепная Светлана Немоляева, которая с необычайным изяществом интригует Князя все новыми и новыми парадоксами своего «мешка без дна».

Этот почти немой фильм завораживает необычным звуковым сопровождением, операторской работой и великолепной эстетикой образов. Рустам Хамдамов не только кинорежиссер, но и оригинальный художник, почетный член Российской академии художеств, первый художник. Напомним, фильм режиссера «Вокальные параллели» был отмечен специальным призом на Гатчинском фестивале в 2006 году.

В этот же день, по доброй многолетней фестивальной традиции, в фойе кинотеатра «Победа» в Гатчине открылась выставка «Азбука символов Наталии Толстой», которая будет работать до конца фестиваля. Свое творчество почетный член Академии художеств Наталия Толстая формулирует как условное искусство, или искусство, раскрывающее внутренний мир художника.

Можно сказать, что у этой выставки — тоже литературные корни. Наталья Толстая — праправнучка великого русского писателя Льва Толстого. Многие произведения Толстого, по сути, притчи, задача которых через иносказание просвещать и разъяснять истину, тем самым улучшая человеческие нравы. Работы Наталии Толстой — тоже своего рода притчи, в которых за внешне элементарной формой скрывается важное нравственное послание.

Право открыть выставку было предоставлено Светлане Немоляевой.

- У нас с художницей есть родство: Лев Толстой – любимый автор нашего театра, – подчеркнула Светлана Владимировна, которая до сих пор играет на сцене Московского академического театра им. В. Маяковского.

Фото Ольги Фирсовой