Музыка и живопись в галерее «Весна»

Музыка и живопись в галерее «Весна»

Очередной просветительский концерт с участием преподавателей и учеников детской музыкальной школы им. Ипполитова-Иванова прошел 26 ап-реля в галерее «Весна» Гатчинского Центра информационных технологий. На этот раз он был посвящен сходным выразительным средствам в музыке и изобразительном искусстве.


«Апрельский вечер в выставочном зале» – так назвали седьмой по счету концерт, подготовленный в рамках совместного проекта ЦИТ и детской музыкальной школы. Как рассказала методист ЦИТ Елена Айдынян, проект «Музыка и информационные технологии. Почему бы и нет?» был задуман в 2013 году. Он начался с идеи преподавателя ДМШ Любови Борисовны Новиковой, которая пришла в Центр информационных технологий со своей педагогической «болью». Интерес современных детей к классической музыке угасает. Налицо — неумение и даже нежелание ее слушать, причем даже у будущих музыкантов.

«Поделиться тем, что тебе интересно – несложно, – считает Любовь Новикова. – Гораздо сложнее выстроить объемный рассказ об эпохе, о композиторе, его произведениях. Надо найти нужную интонацию, рассказать увлеченно и донести мысли свои так, чтобы слушатели захотели прослушать произведения, прозвучавшие на наших концертах, целиком».

Был поставлен ключевой вопрос: как разбудить интерес к классической музыке у современных детей и подростков? Ответ на него решили искать вместе, благо лекционный зал ЦИТ имел все необходимое мультимедийное оборудование для того, чтобы раскрыть суть музыки в новой, понятной, увлекательной для детей форме. Просветительские концерты решили проводить, в том числе, путем встраивания в визуальный и музыкальный ряд видеофрагментов, которые дают представление о музыке, знакомят с великими исполнителями – пианистами, вокалистами, дирижерами.

«При подборе зрительного материала учитывается основная идея музыкальной встречи, она диктует и форму этого материала, – говорит Елена Айдынян. – Видеоряд, который дополняет музыкальные встречи, выполняет несколько важных задач: в фотографиях, портретах, афишах «оживают лица», о которых идет рассказ на музыкальной встрече».

В качестве участников-исполнителей в проект были приглашены ученики ДМШ им. Ипполитова-Иванова и ДШИ им. Шварца, в качестве слушателей – ученики ДМШ и хоровой музыкальной школы «Апрель».

Первый просветительский концерт, посвященный французскому композитору Франсису Пуленке, состоялся в мае 2014 года. На следующих встречах в галерее «Весна» рассказывали о джазовой и рождественской музыке, истории развития профессиональной музыкальной школы Петербурга. К подготовке концерта, посвященного жизни и творчеству Сергея Рахманинова, подключился еще один преподаватель ДМШ им. Ипполитова-Иванова – Марина Серикбаева. Следующая программа – «Билет на концерт» – тоже была связана с Рахманиновым и стала настоящим исследованием концертной жизни и просветительских концертов для всех сословий в России.

Как рассказывают авторы проекта, на подготовку отдельной части-концерта уходит много сил и времени – до семи месяцев.

«Многие педагоги в музыкальной школе поддержали этот проект, не считаясь со временем, – говорит Любовь Новикова. – В концертных программах участвуют наши лучшие ученики. Дети готовятся к этим выступлениям очень серьезно: они понимают, что это больше, чем обычный концерт, и стараются вместе со всеми создать историю».

В последнем, седьмом по счету концерте впервые решили объединить два разных искусства — музыку и живопись. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил Микеланджело. Композиция, настроение и контраст, цвет и тембр, рельеф и фон, рисунок и мелодия — в музыке и изобразительном искусстве на самом деле много общего. Помимо сходства терминов и приемов, эти два искусства дополняют и обогащают друг друга, помогая раскрыться скрытым в них богатствам.

Петр Чайковский и художники Исаак Левитан, Виктор Борисов-Мусатов, Филипп Малявин, Антон Гауди и испанская гитара, современный композитор Игорь Флейшер и монументальные полотна Василия Сурикова... Кстати, юным слушателям показали фрагмент из художественного фильма о Сурикове 1959 года, в котором буквально на глазах рождались его знаменитая «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни». Стало понятно, почему Сурикова называли «композитором живописи» – композиция, как известно, лежит в основе и живописи и музыки. Под музыку Шопена встретился с Ван-Гогом в его картинах герой художественного фильма «Сны Акиры Куросавы» (новелла «Вороны»).

В этот вечер в галерее «Весна» звучали скрипка, флейта, гитара, фортепиано, исполнители – ученики музыкальной школы Николай Головатский, Лиля Попова, Наталья Егорова, Иван Жиров. Ребятам помогали педагоги Мария Калюжная и Валентина Симоненко (фортепиано). Мария Калюжная исполнила свои собственные произведения, «проиллюстрировав» в звуках живопись художников-импрессионистов. В этот вечер к музыке и живописи подключился не только кинематограф, но и поэзия. Прекрасная вокалистка Евгения Есечкина исполнила музыкальные произведения Рахманинова на слова Блока и Ахматовой.

Фото Ольги Фирсовой