Генерал-майор авиации Скоблик: Гатчина, небо, любовь

…Страницы семейной летописи представляет жительница города Гатчины Наталья Филипповна Катаева - дочь генерал-майора авиации Филиппа Семеновича Скоблика. История ее семьи более 100 лет связана с Гатчиной и почти столько же с авиацией.

- Август. Опять ругаю себя за то, что очень мало работала в архивах. К сожалению, информации недостаточно много: документы и воспоминания стала собирать очень поздно, - укоряет себя Наталья Филипповна и начинает свой рассказ. - Мне 84 года. Я, дочь военного летчика и мать военного вертолетчика, родилась на Дальнем Востоке и до 1946 года жила во многих городах Советского Союза, куда направляла моего отца армия, а нас, семью, эвакуация – Спасск-Дальний, Москва, Конотоп, Чита, Куйбышев, Киев, Загорск, Чкалов… Только после выхода отца в запас мы поселились в Гатчине «на постоянно». Шел 1948 год - мне 13 лет. С этой поры я считаю Гатчину своей малой родиной.

Генералами не рождаются

Как рассказывает Наталья Филипповна, ее отец, Филипп Семенович Скоблик, родился в 1894 году в Мелитополе в многодетной семье отставного портного 23-го Драгунского Вознесенского полка. Мать была прачкой. Когда Филиппу исполнилось 4 года, семья переехала в Симферополь. Смышленый парнишка с хорошим голосом закончил два класса церковно-приходской школы, пел в церковном хоре. В 8 лет был отдан в обучение в слесарно-механическую мастерскую. Окончив обучение, с 14 лет жил своим трудом, находя работу в деревнях и на военных кораблях в Севастопольском порту.

В 1915 году Филипп Скоблик был призван на военную службу сначала в морской флот (где шло переоснащение гражданских судов в военные корабли), затем в самокатный батальон, с которым участвовал в боевых действиях с 1915 по 1917 год. В 1917 году был принят в партию большевиков, в октябре того же года вступил в Красную гвардию.

Участие в боевых действиях в Первой мировой войне и Гражданской войне - его первые военные университеты. С 1918 года он служил в Красной армии, был комбригом. Только в 1921 году смог получить военное образование. После войны был помощником военкома военно-теоретической школы ВВС РККА. Дальнейшую службу он связывал с моторизированными войсками. А с 1925 года -  с авиацией.

С 1927 по 1928 года проходил курсы усовершенствования летного состава в школе военных летчиков на Гатчинском аэродроме. Получив квалификацию летчика-наблюдателя, был направлен на службу в Белорусский военный округ. Став военным летчиком, он продолжал совершенствоваться в этом направлении: 1-я Военная школа пилотов им. Т. Мясницкого – 1930 год; Военно-воздушная академия им. Жуковского, оперативный факультет – 1936 год; курсы усовершенствования высшего начсостава при Академии генерального штаба РККА – 1939 год.

- Отец был прямолинейным, исключительно преданным своему делу человеком. При этом не выносил кабинетных интриг, - вспоминает дочь Филиппа Семеновича. – Он никогда не лебезил перед начальством. И тех, кто особо вхож в высокие кабинеты, недолюбливал. Поэтому с отдельными известными личностями не мог себя представить рядом. На предложение в 1933 году возглавить Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству ОСОАВИАХИМ последовало категоричное: «В любую точку Советского Союза – но только в армию». Его тогда послали на Дальний Восток, при этом карьера его продолжала расти.

Как пишут в открытых интернет-источниках, в 1939 году Скоблик был назначен командующим ВВС Приволжского военного округа.  С 1940 года Ф.С. Скоблик – генерал-майор авиации. С 1939 по 1941 год – заместитель командующего Киевским особым военным округом по ВВС. С декабря 1941 по июль 1942 года – командующий ВВС 56-й армии. С июля 1942 года – заместитель командующего ВВС Южно-Уральского военного округа.

Филиппа Семеновича высоко ценили и уважали сослуживцы. В семейном архиве хранится характеристика, данная Филиппу Скоблику военным медиком, полковником Шабаевым: «Его отличает умелое сочетание высокой справедливой требовательности с исключительной чуткостью по отношению к подчиненным, любовь к своей профессии, большое трудолюбие, исключительная скромность и честность».

История семьи дочери генерала Скоблика

Предки со стороны мамы Натальи Филипповны поселились в Гатчине в конце XIX века. Предыстория была такой. Ее бабушка Наталия Васильевна родом из д. Оберетка Новгородской области, происходила из семьи крестьян. Бабушкины родители - отец Василий Васильевич Быков и мать Параскева Петровна - были бедны и не могли содержать большую семью. Дочерей отправили «в услужение» к родственникам.

Наталию - в Санкт-Петербург к дальнему родственнику в качестве ключницы. Родственник по тем временам был «большой человек» - работал швейцаром при Думе, куда Наталия носила для него обеды. Здесь ее встретил будущий супруг Константин Федорович Сарнит, который на 22 года был ее старше. Насколько Наталия была образована – неизвестно, но она была грамотной, толковой, хорошо понимала документы. Женитьба на крестьянке вызвала скандал и негодование «благородного общества» в Петербурге, но не в Гатчине. В Гатчине супруги пользовались уважением и симпатией многих и в любых слоях общества. Константин Федорович имел звание личный почетный гражданин.

Константин Федорович Сарнит отработал 37 лет в Санкт-Петербурге на Пряжке на франко-русском заводе в счетном отделе, из них 15 лет возглавлял этот отдел. Заработок был очень приличный. Семья жила в Петербурге на съемной квартире на ул. Садовой, д.106. Купили дом под Гатчиной, в д. Загвоздка. Этот деревянный двухэтажный дом стоит и сейчас под номером 6а по ул. Герцена. Константин Федорович купил этот дом по настоянию жены Натальи Васильевны. И сначала он был для них дачей. В 1913 году, по совету предпринимателя Кузнецова, Константин Федорович получил разрешение на строительство во дворе своей гатчинской дачи «технического» каменного здания для обеспечения жителей купленного дома прачечной, кухней, ледником и подвалом. Что и осуществил на следующий год.

С 28 января 1916 года Константин Федорович стал постоянным жителем Гатчины. Уволился с завода 31 декабря 1917 года по болезни, и через год умер. Похоронен Константин Федорович на ранее арендованном им же месте на кладбище Солодухино.

После смерти мужа Наталия Васильевна унаследовала его имущество: уже новое правительство допустила это, так как она была из крестьян. У Сарнитов было трое взрослых детей. Дети не ограничивались в своих желаниях в части образования. Дочь Евгения Константиновна училась в институте благородных девиц. В 1918 году после закрытия этих институтов приехала в Гатчину, собрала все, что можно обменять на продукты, и уехала в деревню, где пропала без вести. Сын Виктор Константинович окончил училище, стал военным топографом. Дочь Зинаида Константиновна окончила Реальное училище в Гатчине, находившееся в здании нынешней школы №4.

С 1918 года для Сарнитов, как и для всей страны, наступило время испытаний. За болезнью и смертью главы семьи наступило безденежье, голод, холод. В стране – Гражданская война и одновременное строительство нового государства. Все сложности страны разделяли люди - по своим силам, возможностям и убеждениям…

Наталия Васильевна Сарнит сдавала комнаты и растила детей за счет платы за жилье. Чтобы истопить печь, Зина и Виктор собирали деревянный мусор и хворост, выпрашивали дрова у железнодорожников, наполнявших паровозы водой у Варшавского вокзала: «Дяденька, брось полешко». Выращивали в саду яблоки, ягоды, овощи и учились, учились…

В 1925 году Виктор ушел в армию. Через год Зина окончила Гатчинское реальное училище. А в 1927 году у Сарнитов появился новый жилец Филипп Семенович Скоблик – военком, проходивший летную переподготовку на Гатчинском аэродроме. Молоденькая Зиночка влюбилась в него, а он в нее. Наталия Васильевна не одобряла симпатию дочери и отослала ее в деревню к тете Лене. Филипп Семенович оказался твердым в своих намерениях: развелся с первой женой, взял краткосрочный отпуск, поехал в деревню и женился на Зиночке.

Война и мир

- О нашей семье с тремя дочерями, ее взлетах и падениях можно писать «Войну и Мир». Время было такое, - говорит Наталья Филипповна.

Ее бабушка Наталия Васильевна, проводив сына Виктора на военную службу, а дочь на военную службу ее мужа, осталась одна в ожидании редких приездов детей и других родственников. Беда к ней пришла с телеграммой о смерти 23-летнего Виктора. Единственный сохранившийся в семье после войны документ – некролог о нем от 1929 года. Наталия Васильевна прочла печальные строки и, ни слова не говоря, потеряла сознание – инсульт. Зинаида оставила место службы мужа и ухаживала за мамой до полного ее выздоровления.

Великая Отечественная война застала семью Скоблик в Киеве, где тогда служил Филипп Семенович. После начала войны родные его увидели только в момент отправки семей летчиков на грузовых машинах через линию фронта в тыл.

В 1941 году, когда стало понятно, что наши войска оставят Гатчину, Наталия Васильевна Сарнит все бросила и ушла в Ленинград. В конце 1942 года сильно истощенная женщина была эвакуирована в Таджикистан, где ее нашел зять Филипп Семенович и привез в г.Чкалов, где находилась его жена и дети. Следующая встреча семьи с отцом состоялась уже в 1943 году в Чкалове, куда его направили служить заместителем командующего ВВС Южно-Уральского военного округа после расформирования 56-й армии.

Путь домой…

После освобождения Гатчины первой вернулась бабушка Наталия Васильевна. Она приехала в свой разрушенный деревянный дом в Загвоздке и начала все заново: восстановление дома и жизни. Еще в 1933 году после отъезда дочери на Дальний Восток каменный дом она передала в ЖАКТ (жилищно-арендное кооперативное товарищество, арендовавшее жилые дома у местных Советов с целью предоставления жилой площади своим пайщикам – прим.автора).

В 1947 году после ухода в запас по болезни Филиппа Семенович вся семья Скоблик также поселилась в Гатчине. Филипп Семенович состоял на партийном учете в 24-й Дистанции пути, выполнял общественную работу, в том числе по созданию садоводств, пользовался большим уважением гатчинцев. Умер он 25 мая 1960 года и похоронен на кладбище Солодухино в Гатчине. Там же похоронена его жена Зинаида Константиновна.

Следующим военным летчиком в семье стал внук генерала Скоблика, сын Натальи Филипповны – подполковник, военный вертолетчик Владимир Катаев.

- Мой отец и мой сын – это две разные эпохи, это другая авиация, - рассказывает Наталья Филипповна. - Самолеты моего отца не имели никакого обеспечения. На них летали отчаянные, увлеченные люди, которые делали на себе эксперименты в буквальном смысле слова. Образование - начальное, в лучшем случае - среднее. А ведь даже в стратосферу летали. В советских газетах отражались только сухие факты свершений, а что за ними стоит, знал только очень узкий круг людей. Сейчас совершенно другой уровень авиационной техники! Чтобы строить самолеты и летать, требуется высшее профессиональное образование!

Сама Наталья Филипповна окончила Ленинградский политехнический институт. Во время учебы познакомилась с будущим мужем. Получив дипломы, молодые расписались. Дальше шла интересная творческая работа в конструкторском отделе Уральского компрессорного завода. То, чем они занимались, как и все передовые идеи и разработки, было под грифом «секретно». Муж работал рядом – через дорогу. Его контора скрывалась под вывеской «цех компрессорного завода». Как бы не жалели, но были вынуждены уехать из Свердловска по рекомендации врача. Наталья Филипповна стала болеть, а после переезда болезнь отступила.

Сейчас Наталья Филипповна живет между Петербургом и Гатчиной. Главная опора и поддержка – ее сын Владимир, чьи фотографии украшают стены гатчинской квартиры. Во время нашей встречи Наталья Филипповна торопилась на дачу – в Загвоздку. Оба дореволюционных дома – деревянный и каменный - стоят по сей день. В них теперь живут другие люди, но сохранился небольшой уголок собственности и для прежних хозяев.

Татьяна Можаева