В Гатчине расцвела мэйхуа

В Гатчине расцвела мэйхуа

В музее города Гатчины открылась выставка «Когда расцветает мэйхуа». На ней представлена традиционная китайская живопись в стиле гохуа и декоративно-прикладное искусство Китая из частного собрания И.Б. Смирнова.


Выставка приурочена к китайскому Новому году, который встречают в феврале. Здесь можно увидеть горизонтальные и вертикальные свитки современных художников из разных провинций Китая, представляющие несколько жанров традиционной китайской живописи гохуа. С символикой и традициями китайского Нового года можно познакомиться, разглядывая новогодние картины в народном стиле няньхуа, создаваемые художниками к Празднику весны. Есть здесь и уникальные пейзажи мастера из Сианя, который создает свои тушью без использования кисти – одними пальцами. На выставке представлено и декоративно-прикладное искусство Китая — керамика, традиционные новогодние подарки, народные расписные игрушки, декоративная посуда. Взрослые посетители могут увидеть образцы эротической живописи «Весенний сад», которая находилась в Китае под запретом многие тысячелетия.

Выставка «Когда расцветает мэйхуа» сопровождается циклом лекций Игоря Смирнова, посвященных китайской культуре. В день открытия экспозиции, 26 января, Игорь Борисович прочитал свою первую лекцию под названием «Чжунго: введение в китайскую цивилизацию и культуру».

Чжунго - это самоназвание Китая, которое переводится как «Срединное государство» или «Срединная империя». Издавна слово «чжунго» обозначало центр «Поднебесной», а, значит, точным переводом слова Чжунго будет являться «Центральная страна» или «Центральное государство». Как рассказал Игорь Борисович, оказывается, в Китае — не четыре стороны света, как у нас, а пять. Пятая сторона света — это и есть Чжунго, Центральная страна или центр мира «по-китайски».

Китайская цивилизация — одна из древнейших на планете Земля. Ее культура столь же огромна и разнообразна, сколько и непонятна для европейцев. Все у китайцев не так, как у нас. Новый год у них начинается не 1 января, а в феврале, который в Китае считается первым весенним месяцем. Именно в феврале впервые зацветает высоко в горах Китая зимняя слива (мэйхуа) — символ приближения весны и начала китайского нового года. Увидеть это древнее и грациозное дерево можно сразу на нескольких свитках, представленных на выставке. Мэйхуа входит в ряд «четырех совершенных» растений, дополняя бамбук, сосну и хризантему. Все четыре растения являются символами чистых и благородных друзей, прошедших через все испытания и сохранивших свою бескорыстную дружбу.

Все это — примеры аллегорий, характерных для традиционной китайской живописи гохуа, о которой шла речь на первой лекции Игоря Смирнова. Но и сама живопись в этой древней восточной стране совершенно не похожа на европейскую. Китайские художники не используют холст и масляные краски. Для творчества им необходимы «четыре сокровища» - тушь, каменная тушечница, кисть и бумага. Тушь (прессованную сажу) мастера разбавляли водой, добиваясь разнообразных оттенков черного и серого. Позднее художники начали применять минеральные краски для придания своим работам других цветов. Одно из главных различий живописи гохуа от европейской — оформление работы. Рамы и стекло для китайских художников — табу. Их философия — свиток с многослойной основой, верхний слой которой — тончайшая рисовая бумага.

Китайские художники никогда не писали свои произведения на пленэре, не делали этюдов. При этом мастер не имеет права на ошибку: вся работа должна быть создана за один сеанс. Зато подготовка к работе идет очень тщательно: сначала — неспешное созерцание природы, затем долгие размышления об увиденном, и лишь потом — продумывание композиции, выбор материала, работа в мастерской. И, наконец, вот он — шедевр, в котором нет ни одного лишнего штриха! А как именно создаются шедевры, можно увидеть от начала до конца на одном из горизонтальных свитков в музее, который так и называется «Мастер готовится к созданию картины».

Серия свитков «Четыре таланта» рассказывает о четырех видах искусства, характеризующих «ученого мужа», - живописи, музицировании, игре в го и искусстве каллиграфии. Таким образом, китайский «ученый муж» - философ, живописец, поэт и музыкант одновременно.

Лекции Игоря Смирнова, посвященные китайской культуре, будут проходить в музее города Гатчины весь февраль, по субботам:

2 февраля – «Праздник весны: китайский Новый год»;

9 февраля – «Символы и знаки китайской культуры»;

16 февраля – «Китайская мечта»;

23 февраля – «Идеалы и ценности современной китайской молодежи»

Начало лекций в 14 часов.

Юлия Лысанюк