Дворец, переживший войну

Дворец, переживший войну

Накануне Дня Победы в Чесменской галерее Гатчинского дворца открылся Зал памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Главная идея нового выставочного пространства — проследить драматическую судьбу Дворца на протяжении довоенной, военной и послевоенной эпох.


Как известно, разрушения, причиненные Дворцу во время войны, привели к тому, что большая часть помещений в нем не сохранилась. Печальная участь постигла и Чесменскую галерею, которая принадлежала к числу лучших произведений архитектора Винченцо Бренны, созданных для великого князя Павла Петровича. Во время пожара 1944 года галерея была практически полностью разрушена, после чего не реставрировалась.

Как напомнил директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов, на протяжении многих лет обсуждался вопрос: восстанавливать ли разрушенные помещения Дворца либо использовать их как-то по-другому?

- По этому поводу было много разных идей, но в итоге склонились к тому, чтобы восстанавливать интерьеры, воссоздавая утраченное, - говорит он. - Но все восстановить по разным причинам невозможно, и мы решили, что некоторые помещения достойны оставаться в том виде, в каком они находятся сейчас. И в первую очередь это относится к Чесменской галерее, состояние которой с годами заметно ухудшалось. В итоге было решено провести ее консервацию, чтобы остановить процесс разрушения.

По словам Василия Панкратова, одна из главных причин такого решения заключена в том, что Гатчинский дворец в большей степени, чем другие пригородные дворцы, сохранил следы военного времени и исторических утрат.

В 2018 году по заказу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга была выполнена консервация зала с элементами воссоздания его исторической отделки. При этом в Чесменской галерее сохранились следы военных разрушений, которые служат живым напоминанием о страшной трагедии XX века. Здесь же демонстрируется документальный фильм об освобождении Гатчины от немецких захватчиков в январе 1944 года.

- Эта идея дает понимание истории Дворца, всего того, что Дворец пережил за годы войны, - считает Василий Панкратов. - Мы назвали это помещение Залом памяти Великой Отечественной войны, и эта память будет сохраняться нами как можно дольше.

Несколько деталей интерьера посетители увидят такими, какими их запечатлел Э.П. Гау на акварели 1870-х годов: дверной портал, фрагмент стены с окном, бронзовыми бра, зеркалами и частью паркетного покрытия; балкон, на котором располагались музыканты во время торжественных мероприятий.

Концептуальная идея восстановить небольшой фрагмент галереи принадлежит художнику Александру Райхштейну.

- Я просто счастлив, что это в конце концов удалось осуществить, - признается художник. - Прошло немало лет с зарождения этой идеи. Я уже успел потерять надежду, как все это вдруг материализовалось. Действительно, мне, как человеку и как художнику, важно, чтобы музейная экспозиция передавала память о драматизме нашей истории, драматизме человеческой жизни, не делая вид, что все в жизни Дворца было гладко, прекрасно и покрыто золотом и увешано портьерами.

Напротив восстановленного фрагмента интерьера можно увидеть еще один арт-объект, созданный Александром Райхштейном. Видеоинсталляция представляет собой спроецированное на стену изображение одной из трех утраченных картин Якоба Филиппа Хаккерта, которые когда-то украшали Чесменскую галерею.

Одновременно в залах Арсенального каре Гатчинского дворца открылась выставка «Возвращенные полотна». На ней представлены 16 картин из исторического живописного собрания Гатчинского дворца. Как известно, эта коллекция создавалась всеми владельцами Гатчины и включала портреты членов семьи Романовых, государственных деятелей России и зарубежных стран, представителей правящих домов Европы.

До начала войны произведения хранились в Китайской и Готической галереях Арсенального каре, а с 1945 года считались утраченными. Картины были обнаружены в ходе оперативно-розыскных действий и переданы в музей-заповедник «Гатчина» секретарем Совета безопасности Российской Федерации Николаем Патрушевым 20 июня 2018 года. Особого упоминания заслуживают портреты императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, великих князей Павла Петровича и Николая Павловича, редкий портрет эрцгерцога Фердинанда кисти Мартина ван Мейтенса-младшего.

За прошедший со дня возвращения картин год научные сотрудники ГМЗ «Гатчина» провели их реставрацию, изучили особенности их бытования, получили подробную информацию об изображенных лицах и авторах работ.

Выставка «Возвращенные полотна» продлится в Гатчинском дворце до 8 сентября 2019 года.