Олонец — весенняя столица диких гусей

Каждый год мы провожаем восхищенным взглядом летящие над нами птичьи стаи: весной — с радостью и надеждой, осенью - с щемящей сердце грустью. Куда они летят? Как находят свой путь в ночи? Где она — большая птичья страна, где им хорошо и спокойно?

Рубрики:  Экология

Орнитологи, наверное, всё знают про сложные маршруты перелетных птиц. А теперь один из них известен и ребятам из экологического объединения Гатчинского Дома детского творчества «Журавушка». Вместе со своим руководителем, биологом Людмилой Чиринскайте и сотрудниками Балтийского фонда природы они отправились в южную Карелию, на восточный берег Ладоги, в места, которые называют «птичьим Эльдорадо». Там, в окрестностях древнего города Олонец, на едва зазеленевших полях отдыхают от длительного весеннего перелета огромные стаи диких гусей.

 

Олонецкая Карелия

Автомобильная дорога уводит от Петербурга почти на 200 километров. Вот она тянется вдоль реки Мегрега, которая впадает в реку Олонку, давшую имя городу Олонец. Вдоль рек с удивительно живописными берегами свободно разлеглись карельские деревни. Традиционные карельские дома с «кошелем» свободны от высоких ограждений и выглядят очень самобытно. На невысоких берегах сохнут лодки. Олонецкая Карелия - едва ли не единственное место, где живет много этнических карел, многие из которых до сих пор занимаются традиционными для этих мест промыслами.

Большая Олонецкая равнина, разместившаяся в пойме двух рек, отличается удивительными природными ландшафтами, мягким микроклиматом и плодородными почвами. Окрестности Олонца — одна из крупнейших в Европе стоянок мигрирующих птиц — гусей, куликов, уток, лебедей. Ежегодно в апреле-мае здесь останавливаются для отдыха и кормежки птицы, летящие по Беломоро-Балтийскому пролетному пути с мест зимовки в Европе и Африке к местам гнездования — северному побережью России. Для продолжения миграции птицам надо накопить жировые запасы - «топливо», на котором они смогут долететь до арктической тундры.

 

Птичье Эльдорадо

Олонецкая равнина крылатыми странниками выбрана неслучайно, ведь здесь самым удачным образом соединились естественные и полуестественные факторы, благоприятные для птиц. Заселив в стародавние времена таежное Приладожье, люди расширили естественные луга за счет вырубки лесов и осушения болот. Возделываемые земли издавна засеивали зерновыми культурами и многолетними травами, выращивали овощные культуры, выпасали скот.

Огромные поля облюбовали дикие гуси и другие птицы, которые предпочитают для отдыха и кормежки безопасные открытые пространства. Как только поля оттаивают, гуси находят здесь для пропитания вдоволь зеленой травы, а зерноядные птицы – множество семян. Всего здесь за один сезон собираются от 300 тысяч до 1,5 миллионов диких птиц. Вместе с гусями сюда прилетают утки, серые журавли, кулики, кроншнепы, беркуты, орланы-белохвосты, ястребы - всего более ста видов.

Птичье перелетное счастье длится не одну сотню лет, включая советские времена, когда эту благодатную землю использовал совхоз «Ильинский», выращивающий здесь кормовые травы для молочного животноводства. Надо сказать, что гуси и колхозники жили дружно. Люди засеивали поля кормовыми травами, а гуси охотно щипали нежные зеленые побеги. При этом птицы не уничтожали посевы, а, наоборот, задавали им кустистость и щедро удобряли поля своим пометом.

Правда, эти чудо-поля чуть не потеряли в смутные девяностые годы, когда, в связи с общим упадком сельского хозяйства, они стали быстро зарастать кустарником. В то время пострадали все: животноводы — из-за снижения объема заготовок кормов и, соответственно, удоев, птицы, стоянка которых оказалась под угрозой исчезновения. В ситуацию вмешались международные природоохранные организации. С 1998 года Шведское отделение Всемирного фонда дикой Природы (WWF Sweden) в содружестве с Балтийским фондом природы Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей проводит в Олонецком районе серию проектов поддержки сельского хозяйства и сохранения птичьих стоянок.

 

Олония - гусиная столица

Огромные стаи диких гусей, пасущихся на едва зазеленевших олонецких полях, - зрелище грандиозное. Их можно видеть уже с автомобильной трассы, правда, издалека. Пристальное внимание человека гусям не нравится. Они спокойно реагируют на остановившуюся у поля машину, но стоит только людям выйти из машины, как вся гусиная стая поднимается в воздух.

Одним из самых «гусиных» мест считаются поля у карельской деревни Алексала, которая вытянулась вдоль реки Олонки. Именно сюда привезли гатчинских школьников сотрудники Балтийского фонда природы — директор Фонда Евгений Генельт-Яновский и руководитель просветительской программы «Маршрутами весны» Юлия Данилова.

За долгий утомительный путь в Карелию ребята были вознаграждены массой незабываемых впечатлений. Не успев перевести дыхание после дороги, они двинулись к полю, где паслась большая гусиная стая. Гусь - на удивление умная птица. Уже на подходе к полям навстречу небольшой группе юных натуралистов вылетела троица гусей. Покружив неподалеку, они вернулись к своим товарищам — не иначе как «докладывать» обстановку. Оказывается, у каждой гусиной стаи есть своя группа разведки — самые внимательные и умные птицы.

Первые, пока еще немногочисленные гусиные стаи появляются на Олонецкой равнине уже в апреле. Пасущиеся гуси чем-то напоминают склонившихся над рисовыми посевами китайцев. Согбенные спины, изогнутые длинные шеи... Кое-кто прилег отдохнуть. Впрочем, не все гуси ведут себя так расслабленно. В каждой стае есть дозорные. Пока основная масса щиплет траву, несколько гусей внимательно следят за каждым нашим движением, готовые в любой момент подать сигнал стае. Кстати, к гусям очень сложно подобраться не только человеку, но и хищникам — пернатым и четвероногих. Последним, в лучшем случае, достаются лишь ослабленные или больные особи - закон природы неумолим.

Как только на землю начинают спускаться сумерки, птичья стая вновь собирается в путь, пока недалеко и ненадолго — на Ладогу, где птицы проведут ночь, не боясь сухопутных врагов. А рано утром они снова будут здесь. Пока люди в деревне еще спят, они будут свободно прогуливаться у домов, щипая придорожную травку.

 

Один — серый, другой — белый...

На самом деле, издалека все гуси похожи. Но если посмотреть в бинокль или в стереотрубу, понимаешь, какие они разные. Как рассказали биологи, чаще всего на Олонецких полях можно встретить белолобого гуся, гуменника и белощекую казарку. Прилетают сюда и редчайшие, занесенные в Красную книгу виды, среди которых пискулька и краснозобая казарка.

Для полноценного отдыха и восстановления сил гусю необходимо около двух недель. За несколько дней, проведенных на Олонецкой стоянке, перелетные птицы успевают накопить запас энергии для дальнейшего броска на север. С олонецких полей гуси почти всегда полностью отлетают к 25 мая. Впереди у них - трудная дорога длиной в тысячу, а то и больше километров. Летят они на Таймыр или еще дальше, на безлюдное арктическое побережье. Там, правда, холодно, да и еда скудная, зато световой день длится долго. За короткое арктическое лето гусыням предстоит отложить яйца, вывести и подготовить к обратному перелету потомство. И именно от Олонецкой стоянки зависит, хватит ли птицам сил для последнего перелета.

В Олонецкой Карелии к гусям относятся трепетно. Во время весенней стоянки охота на них ограничена. А с 2001 года в мае в Олонце проводится экологический фестиваль «Олония — гусиная столица», главными событиями которого являются гусиные бега и сельскохозяйственная ярмарка.

 

Встреча с чудом

Поездка юных экологов на Олонецкую равнину была короткой, но очень насыщенной. Помимо любования гусиными стаями, школьники приняли участие в семинаре «Маршрутами весны», который подготовили для них сотрудники Балтийского фонда природы. В сопровождении биологов ребята выходили в поля, где учились распознавать гусей и других перелетных птиц. Особый восторг у детей и взрослых вызвал пасущийся среди гусей серый журавль — частый гость Олонецкой равнины.

Одно из практических занятий было посвящено сбору весеннего гербария. Весна в Карелию приходит поздно, и детям удалось собрать лишь несколько видов первоцветов. Зато вовсю цвела ива — лучшее время, чтобы научиться различать мужские и женские экземпляры этого растения. В небольшом деревенском прудике дети нашли лягушачью икру с хорошо различимыми личинками внутри — зоология в чистом виде!

От почти ледяного ветра путешественники укрылись в теплом гостевом доме, где продолжили занятия с Евгением Генельт-Яновским и Юлией Даниловой. Помимо крупных птиц ребята изучили десять видов мелких, распознавая их по силуэтам, окраске и голосам. А чтобы закрепить полученные знания, попробовали сами свить гнезда славки, пеночки или дрозда, и надо сказать, небезуспешно. При этом то и дело приходилось отрываться от занятий, чтобы посмотреть в окно, как ведет себя гусиная стая. Вот гуси дружно поднялись в воздух. Кто-то явно спугнул их — то ли хищный лунь пролетал над стаей, то ли ревущий трактор на краю поля им не понравился...

Экологическое путешествие продолжилось поездкой в дюны восточного берега Ладожского озера. С высокого песчаного склона, поросшего сосновым лесом, открылся дивный вид на место, где река Олонка впадает в Ладогу. Здесь, вдоль берега вытянулась длинная коса — еще одно птичье царство-государство. Хозяйничают здесь, правда, не гуси, а чайки, причем сразу нескольких видов. И никто им в этом не мешает — места хоть и красивые, но, слава богу, относительно отдаленные от непредсказуемой человеческой цивилизации.

Говорят, в жизни всегда есть место чуду: главное — захотеть его увидеть. Ну не чудо ли — следы глухаря, который кормился голодной зимой у молодой прибрежной сосенки? Не чудо ли — протянувшийся вдалеке, еще заснеженный остров, на котором с помощью бинокля можно разглядеть тюленей? Не чудо ли — вмерзший в лед тритон, который на глазах оживает от тепла человеческих рук? Главное, чтобы эти руки были добрыми — и для зверей, и для растений, и для людей...