Эти его слова приводятся в статье «Выдающийся деятель
фотографии» С. Гараниной, представленной на портале Президентской
библиотеки в рамках обширной коллекции «С. М.
Прокудин-Горский (1863–1944)».
30 августа 2019 года отмечается 156-летие со дня рождения Сергея
Михайловича Прокудина-Горского (1863–1944) – изобретателя, профессора, пионера
цветной фотографии в России. Как пишет С. Гаранина в статье «„Коллекция
достопримечательностей России“ Сергея Михайловича Прокудина-Горского», «представитель
старого дворянского рода, человек разнообразных дарований, С. М.
Прокудин-Горский удачно сочетал артистизм художественной натуры с аналитическим
складом ума, темпераментом общественного деятеля и энергичной деловой хваткой».
В научно-технических кругах Петербурга профессор Прокудин-Горский
становится известным во второй половине 90-х годов XIX века, когда начинает
выступать с докладами на химико-технологическом и фотографическом отделениях
Императорского Русского технического общества (ИРТО) и становится одним из
организаторов курсов практической фотографии при ИРТО. Необходимость создания
методической литературы для обучения он обосновывает в статье «Фотография в
натуральных цветах»: «Отрывочные указания или переводные статейки не могут
дать серьёзного понятия о таком деликатном процессе, как фотографирование в
натуральных цветах». Для учащихся курсов он пишет и публикует ряд брошюр.
Метод фотохудожника подробно разбирают «Записки Императорского
Русского технического общества», посвящённые докладу и результатам работы
Прокудина-Горского в области цветной фотографии. В статьях «Сергей Михайлович
Прокудин-Горский» (журнал «Фотограф-любитель») и «Вечера цветной
фотографии» (бюллетень «Фотографические новости», № 3)
подчёркивалось, что Прокудин-Горский не любитель-самоучка, а профессор
химии и член Императорского Русского технического общества.
В начале 1900-х годов в доме исследователя на Большой Подьяческой, 22,
появляется своя лаборатория и мастерская. Именно там через руки мастера
проходят десятки снимков его неопытных поначалу учеников. Однажды ему попалась
не очень удачная фотография Л. Н. Толстого. Видимо, это и натолкнуло учёного на
мысль сделать цветной фотоснимок великого писателя. Как рассказывается в статье «„Коллекция
достопримечательностей России“ Сергея Михайловича Прокудина-Горского», 23
марта 1908 года он пишет Льву Николаевичу в Ясную Поляну: «Я позволю себе
просить Вас разрешить мне приехать на один или два дня (имея в виду состояние
Вашего здоровья и погоду), дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и с
Вашей Супруги». Портрет был впервые опубликован в августовском выпуске «Записок
ИРТО» за 1908 год, в котором русская техническая общественность чествовала
«великого представителя русской мысли и слова».
Грандиозный замысел – создание «фотопротокола» России начала XX века посредством целенаправленных экспедиционных съёмок – стал
реализовываться после показа цветных изображений Николаю II в Царском Селе. «Для этой первой демонстрации Государю, – звучат в
видеофильме «Цвет
времени» воспоминания самого Прокудина-Горского, – были выбраны снимки
с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки
крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т. п. После первой же картины,
когда я услышал одобрительный шёпот, я уже был уверен в успехе, так как
программа была мною подобрана в возрастающем по эффективности порядке».
И работа по «инвентаризации родины» началась. «Если играть на скрипке, то
на инструменте Страдивари, – читаем слова Прокудина-Горского в статье «Выдающийся деятель
фотографии», – если снимать портрет, то Льва Толстого, ну а если
родину фотографировать, то непременно от Финляндии до Тихого океана».
Фотохудожник с документальной точностью и отменным художественным вкусом
увековечивал природные ландшафты, военные и технические памятники, религиозные
святыни, особенности быта народов, населявших империю; это наглядно
подтверждает альбом фотографий «Просторы России в цветной фотографии» – проект
был реализован при партнёрстве Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы
и Президентской библиотеки.
В статье «Выдающийся
деятель фотографии» (журнал «Фотография», № 4) С.
Гаранина касается финансовой стороны вопроса. Каждое изображение обходилось
автору в 10 рублей, за год делалось около 1000 снимков, обработанный материал
требовал для хранения специального помещения. Предлагая государству приобрести
уже готовые снимки и субсидировать дальнейшую съёмку, учёный пишет, что
необходимая сумма денег «даст мне возможность посвятить всё моё время на
исполнение этой работы».
Заинтересованное участие в судьбе коллекции принял председатель Совета
министров Пётр Аркадьевич Столыпин – он подписал несколько бумаг, в которых
идёт речь об условиях покупки её государством и месте хранения. На портале
Президентской библиотеки можно, в частности, ознакомиться с делом «О приобретении в
казну коллекции фотографических снимков достопримечательностей России,
составленной профессором Прокудиным-Горским».
Прокудин-Горский не успел сполна реализовать свой грандиозный проект –
началась Первая мировая война, в Российской империи назревал неизбежный
социальный взрыв. Однако фотограф успел сделать снимки на Урале, в Сибири, в
Крыму, Дагестане, Финляндии, Средней Азии, запечатлеть путешествия по Волге и
Оке. К сожалению, часть огромной коллекции после событий 1917 года была
утеряна, фрагменты её оказались за границей.
В 2010 году Библиотека Конгресса США передала в электронный фонд
Президентской библиотеки около 2000 оцифрованных цветных фотографий
Прокудина-Горского. Это снимки, сделанные в период с 1909 по 1912 год, а также
в 1916 году. На них талантливо запечатлена Россия, её города и сёла,
портреты простых людей и тех, кто принёс ей мировое художественное признание, –
например, Льва Толстого. Сегодня все эти работы можно открыть на портале
Президентской библиотеки в коллекции «С. М.
Прокудин-Горский (1863–1944)».
Огромна не только культурная, но и историческая ценность раритетных
фотографий: по ним реставраторы могут воссоздать то, что некогда было утеряно,
казалось бы, навсегда. В 2013 году Президентская библиотека передала
музею-заповеднику «Старая Ладога» снимки памятников первой столицы Руси,
благодаря которым становится возможным восстановление росписей в храме Святого
Георгия – одного из немногих сохранившихся образцов русских фресок XII века.
«Важная цель, которую преследует цветная фотография, – оставить очный документ
для будущего. Мы имеем в руках драгоценное средство спасать от забвения все
разрушающиеся памятники», – говорил фотограф. И ещё одна цитата
Прокудина-Горского из книги «Выдающийся деятель фотографии»: «Фотография всё-таки, надо
признаться, искусство протокольного характера».
Именно этот преисполненный любви к России «протокол» мастера светописи
является теперь ценнейшим документом в области истории, культурологи и
этнографии.
Пресс-служба
Президентской библиотеки