«Мужественные подвиги достовернее слов»

«Мужественные подвиги достовернее слов»

В музее-заповеднике «Гатчина» 17 октября открылась выставка, посвященная непростым взаимоотношениям гениального полководца Александра Суворова и императора Павла I. Выставка приурочена к юбилею Швейцарского похода 1799 года.


Павел I и Александр Суворов — без сомнения, две самые неординарные личности российской истории конца XVIII века. Существовавший между ними конфликт во многом был основан на том, что каждый из них отстаивал свой взгляд на развитие и судьбу русской армии. Однако, несмотря на сложность взаимоотношений, император и генералиссимус относились друг к другу с большим уважением.

В русской историографии эти отношения принято делить на три этапа. Для первого этапа, от воцарения императора до возвращения Суворова на службу в феврале 1799 года, характерны взаимное неприятие и неудачные попытки достичь взаимопонимания. Второй этап, до конца марта 1800 года, отличался гармонией между государем и его генералиссимусом. Самым тяжелым был третий этап: последние полтора месяца жизни А.В. Суворова были омрачены неожиданной опалой.

Выставка в ГМЗ «Гатчина», прослеживающая историю взаимоотношений этих двух великих людей, разместилась в нескольких залах на третьем этаже Центрального корпуса. На ней представлено более двухсот экспонатов из коллекции ГМЗ «Гатчина», Государственного мемориального музея А.В. Суворова, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, ГМЗ «Павловск», Центрального военно-морского музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Среди экспонатов – произведения живописи и графики, военные костюмы, предметы быта, оружие.

В первом зале представлена шахматная инсталляция с расставленными фигурами — как символ и отражение взаимоотношений Павла I и Суворова. Шахматная символика проходит и через все последующие экспозиции. Еще один штрих — на стенах залов можно прочитать цитаты Суворова, многие из которых стали крылатыми фразами. Полководец славился острым языком, что не прибавляло ему симпатии у власть предержащих.

Экспозиции первых двух залов знакомят посетителей с главными героями: здесь прослеживаются основные этапы становления личности А.В. Суворова, который прошел путь от капрала до генералиссимуса, и императора Павла I.

Третий зал посвящен павловским реформам русской армии. Реорганизуя русскую армию, император Павел взял за основу воинскую систему Прусского короля Фридриха Великого. Русская военная доктрина сменилась прусской муштрой: стали вводиться букли, косы, парики, пудра, неудобные мундиры и штиблеты. Известно, что Суворов бывал на маневрах в Гатчине. К нововведениям он относился резко негативно, говоря: «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, и я не немец, а природный русак». Он был убежден: «Жалко подражание, похвально соревнование».

Конфликт был неминуем, о чем рассказывает экспозиция следующего зала. Суворов был вынужден уйти в отставку и фактически был выслан в свое имение, в деревню Кончанское. Однако, когда Павел призвал его для борьбы с Бонапартом, Суворов тут же откликнулся. Впереди у него еще были командование союзными русско-австрийскими войсками, героические Итальянский и Швейцарские походы, присвоение звания генералиссимуса и... новая опала.

Суворовские победы гремели на весь мир, и император жаловал полководцу одну награду за другой. Памятный перстень с портретом Павла, портрет для ношения на груди, Мальтийский крест, знаки большого креста ордена Св. Иоанна Иерусалимского... Суворов был возведен в княжеское достоинство Российской империи с титулом князя Италийского. Ему отдавали воинские почести «подобно отдаваемым особе Его Императорского Величества». Он был произведен в генералиссимусы всех российских войск, в связи с чем Павел сказал: «Это много для другого, а Суворову мало: ему быть Ангелом»...

Но... Как говорил Суворов, «Служба и дружба — две параллельные линии: не сходятся». Последняя опала уже тяжело больного полководца возникла из-за его своеволия и наветов недоброжелателей. 18 мая 1800 года Александр Васильевич Суворов скончался. Умирая, сказал: «Долго гонялся я за славой — все мечта. Покой души — у престола Всевышнего».

В последнем зале выставки представлена посмертная маска Суворова, который был погребен со всеми подобающими почестями. Павел тяжело перенес его смерть. «Прощай! Прости!.. Мир праху великого!» - так говорил он вслед ушедшему полководцу. Пройдет совсем немного времени, и император последует за своим генералиссимусом...

В день открытия выставки своим видением развития дальнейшей стратегии музея поделился директор Государственного музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов. По его словам, после своего открытия в 1985 году Дворец развивался как интерьерный музей, как и все другие заповедники. Сейчас же на первый план выдвигаются люди, о чем свидетельствует новая выставка в ГМЗ «Гатчина». «Эта выставка прокладывает нам путь в будущее, потому что будущее - в разговоре о тех людях, которые здесь жили», - считает Василий Панкратов.

Выставка «Павел I и Суворов» в Гатчинском дворце продлится до 23 февраля 2020 года.

Также ГМЗ «Гатчина» подготовил для посетителей образовательную программу к выставке, которая включает лекции, экскурсии и программы выходного дня. 24 ноября, в день рождения А.В. Суворова, посетители в исторических военных костюмах — кавалеры в военной форме XVIII-XIX веков и дамы в мундирном платье — смогут посетить музей и выставку бесплатно.

Фото Ольги Фирсовой