Тотальный контроль

который некоторые, а может быть, и многие из нас устанавливают за собой и окружающими, мешает жить.

Рубрики:  Психология

Сначала определимся в терминах. Состояние тотального контроля выражается в том, что в вашей голове никогда не выключается «бегущая строка» со списком напоминаний себе и другим о проблемах, заботах, важных событиях, мероприятиях и действиях.

Крайняя степень стремления к контролю выглядит как стремление взрослого человека (а может быть, и ребёнка) выполнять действия в заданной последовательности, к примеру, по три раза мыть руки с мылом, многократно проверять, выключен ли газ, свет, закрыта ли входная дверь... У специалистов это называется обессивно-компульсивным расстройством, и с этим диагнозом нужно уже к этим специалистам и обращаться.

Мы же с вами будем говорить о нашем вечном стремлении всех контролировать и, к примеру, постоянно напоминать о мытье рук перед едой, когда за стол с нами садятся взрослые люди.

Потребность всё контролировать «произрастает» из чувства страха. Оно появляется у нас, когда мы ощущаем реальную угрозу нашей жизни или здоровью. В принципе, мы рождаемся с чувством страха. Это в нас запрограммировано природой: наши предки в поисках пищи и воды не скакали бездумно и напролом, а продвигались осторожно, прислушиваясь и принюхиваясь.

Если же мы пытаемся что-то или кого-то контролировать, когда ничего не угрожает, - это означает, что страх поселился в нас «на постоянной основе», независимо от конкретного повода. Таким образом создаётся тревожный фон. А повышенный уровень тревоги, когда мы пытаемся уследить за всеми и управлять даже тем, что делают другие, мешает нам жить.

И не только нам, но и нашему окружению – дома и на работе. Особенно страдают от нас наши близкие, ощущая на себе наше постоянное недовольство, претензии и выслушивая указания. Вспомним хотя бы достаточно распространенную ситуацию, когда жена даёт советы мужу по управлению автомобилем, к примеру, при поездке на дачу. А если у супругов за спиной в салоне сидят дети или, не дай Бог, тёща, – «картина маслом», как говорил герой одного известного сериала.

Ещё один вариант – самоконтроль, когда человек старается держать в узде свои собственные чувства, не позволяя себе никакой спонтанности. В этом случае он становится подчеркнуто независимым и недосягаемым для близких контактов. А ему самому трудно понимать чувства других людей и сопереживать им.

Самое трудное для «контролёров» – столкнуться с ситуацией, на которую они не могут повлиять. Например, – полёт на авиалайнере.

Откуда в нас берётся это желание всё и вся контролировать? Из детства, можно сказать, даже эмбрионального состояния. Если беременная женщина испытывала сильные стрессы, то её ребёнок родится с уже готовой установкой, что «мир суров и несправедлив».

Когда ребёнок не мог сполна получить любовь и поддержку близких, он в итоге тоже получает картину опасного окружения и у него не складывается так называемого базового доверия к миру.

Есть и другая крайность – гиперопека, когда чрезмерная любовь и внимание к ребёнку воспитывают у него избыточное доверие к миру. И когда он (может быть, уже взрослым) сталкивается с жесткой ситуацией, то получает невроз, который заставит его контролировать всё и всех.

Что делать, если вы в этих эпизодах узнали себя?

Психологи советуют начать с исследования своего травматичного детского опыта и признать факт, что ребёнку мир может представляться пугающим. Но это в прошлом. Теперь вы – взрослый человек и не настолько уж беспомощны и бессильны.

Справиться со страхами помогают рекомендации Томаса Троуба, автора книги «За пределы страха». Он, например, советует «рассмотреть разные стороны жизни: деньги и выживание, отношения, работу, секс и еду – и заметить, как вы контролируете в этих областях себя и других. Заметьте, какого рода страхи скрываются за вашими стратегиями.

Отмечайте в течение дня каждый момент, когда вы теряете спокойствие. Спрашивайте себя: «Что заставляет меня беспокоиться? Что особенного кто-то сказал или не сказал, или не сделал, что создало это беспокойство?». Или: «Какая ситуация и что именно в ней вызвало у меня беспокойство?» Такие «отслеживающие» вопросы могут помочь добраться до истории возникновения механизма, запускающего ваш страх (контроль).

Специалисты отмечают, что процесс разрастания тревожного фона мы запускаем сами: чем больше мы тревожимся, тем сильнее пытаемся контролировать других людей. Они, естественно, сопротивляются, а мы в ответ расширяем спектр своих манипуляций. В результате – стресс, перегрузки, растерянность перед жизнью...

Задайте себе вопрос: помогает вам сверхконтроль или мешает. Запишите и плюсы, и минусы этой стратегии.

Потом нужно разобраться с происхождением вашей проблемы: это родительская установка? Перенос профессиональных навыков в бытовую жизнь? Или последствия вашего пребывания в определённой среде?

Следующий шаг – запустить внутренний монолог такого плана: «Я знаю, что моё стремление всё контролировать возникло под воздействием таких-то людей и обстоятельств. Но эта привычка мне не очень помогает. Я могу без неё обойтись». Эта фраза помогает разграничить наше взрослое «Я» с детскими убеждениями и позволяет несколько ослабить вожжи, – прежде всего, для себя.