Сиверская свистулька Надежды Златкиной

Сиверская свистулька Надежды Златкиной

В этом году исполнилось ровно 35 лет, как семья художников Златкиных поселилась в поселке Сиверский.


Александр Ефимович и Надежда Александровна были направлены туда по распределению в 1979 году после окончания Ленинградского педагогического института им. Герцена. Вначале они работали в школе учителями рисования. Через несколько лет стали создателями художественного отделения, где оба трудятся и поныне, теперь уже в Детской школе искусств.

Если имя и творчество А.Е. Златкина, благодаря успехам школы и активной выставочной деятельности, у многих на слуху, то творчество Надежды Александровны менее известно за пределами сиверского края. Замечательная художница, можно сказать, волшебница кисти, находится как бы в тени своего талантливого супруга.

… Мы встретились с Надеждой Златкиной в теплый осенний день, который располагал к спокойному и задушевному знакомству. Пока шли к дому, где живет семья художников, я поинтересовалась: вдохновляют ли сегодня творческих людей красоты сиверской земли?

— Конечно, и не только нас. В Сиверскую приезжает рисовать много народа. Мы же за 35 лет изучили каждый кусочек каждой полянки, все ямки и холмики, куда лучше встать с мольбертом, – поделилась Надежда Александровна.

У нее дома мы первым делом знакомимся с выставкой живописных работ, написанных на пленэре. Все они трогают зрителя своей художественной подлинностью. Между тем, меня интересовало и другое направление творчества Надежды Златкиной.

Как-то в один из Пушкинских праздников в Рождествено удалось увидеть небольшую выставку ее декоративно-прикладных работ. Равнодушно пройти мимо нарисованных ею кошек было невозможно. Мало того, что они влекли к себе ярким красным цветом, они притягивали удачно выраженным «философским» отношением к миру людей. В них не было обычно сопутствующего кошкам бытовизма. Это были существа из новых русских сказок, которые и предлагала нам художница.

У Надежды Златкиной кошки изображаются на фоне звездного неба, зимней деревни, полей с цветами. Чувствовалось, что эти сказочные герои не могли не появиться, как тема в творчестве чуткой и отзывчивой к живой реальности мастерицы. Поэтому в них есть то, чего так не хватает нам в суете жизни – отрешенный взгляд на нее.

После знакомства с «портретами» кошек стало понятно, почему эта тема и в дальнейшем получила свое художественное продолжение в работах Надежды Златкиной в лепке, которые не меньше, чем картины, восхищают зрителя артистизмом.

Увлечение керамикой началось у художницы давно – лет тридцать назад. Мелкая глиняная пластика, как говорится, однажды «запала в душу».

— Александр Ефимович увидел на рынке в Гатчине маленькую свистульку – петушка, купил и привез ее домой, – вспоминает Надежда Златкина. – И нам захотелось этим заняться, тем более что муж в свое время окончил скульптурное отделение художественного училища.

Лепку в художественной школе супруги Златкины преподавали много лет. Сами искали и копали глину, сами обжигали изделия из нее. Вспомнилась Надежде Александровне знакомая с детства Вельская свистулька, мелкая пластика из разных мест России, особенно работы одного керамиста из Вологды, которые он привозил на курсы в Санкт-Петербургский педагогический университет им. Герцена.

Со временем появились у художников свои образы, своя роспись. Сегодня в большой домашней коллекции Надежды Златкиной: лошадки, барашки, утки, птички, кошки, олени, выполненные из белой и голубой глины.

— Обычно лепим от куска глины, – рассказывает Надежда Александровна. – Идеальная форма – яйцо птицы, с нее и начинаем. Долго над эскизом я не сижу, образ у меня рождается быстро.

Нужно видеть, какие чудные художественные изделия выходят из рук сиверской мастерицы. В них ярко отражается вся ее артистическая натура. Сколько в глиняных свистульках шаловливой живописной игры, выдумки в росписях лошадок, птичек, барашков… Сколько радости могли бы они принести их обладателям! Но, к сожалению, пока ситуация иная. Возрождать и развивать местные художественные традиции могла бы хорошо развитая индустрия туризма, но пока она у нас находится в процессе становления.

— В росписях люблю использовать красный цвет, – призналась художница, – потому что я человек с русского Севера, из Архангельской губернии, а там все любят красный цвет. Как память об этом я храню два сарафана моей бабушки Анны Владимировны, оба они красного цвета.

В эту встречу с Надеждой Златкиной мне посчастливилось увидеть воочию и старинные сарафаны, и ее знаменитую институтскую дипломную работу (большой портрет бабушки «В снегах деревня Пакшеньга»). Посчастливилось понять, какие глубокие национальные корни питают как живопись, так и декоративно-прикладное искусство художницы.

Зинаида СКОРНЯКОВА