«Инверсия» во дворце: взгляд из музейной витрины

В Санкт-Петербурге проходит международная биеннале музейного дизайна «Форма», представляющая собой череду своеобразных мастер-классов по созданию музейных экспозиций под принципиально новым ракурсом. Его участником стал и Гатчинский дворец, где были представлены два интерактивных проекта: «Инверсия» и «Мобильная навигация».

Новый проект проводится Государственным Эрмитажем и фондом «Про Арте» при поддержке городского комитета по культуре и фонда Михаила Прохорова. Он стал развернутым ответом на вопрос, все более остро встающий перед музеями: возможны ли новые формы демонстрации шедевров и исторических артефактов, находящихся в музейных фондах?

Музейному дизайну, наверное, столько же лет, сколько самому первому в мире музею. В это понятие входит очень многое. Это архитектурные и художественные решения выставочного пространства, оформление каталогов, производство музейных изданий и сувениров, навигация по музею. Но главное – это возможность полноценного диалога с посетителем музея и презентация музейных коллекций как можно более интересным для него образом.

Среди дизайнеров, принявших участие в биеннале музейного дизайна, — мастера мирового уровня из Англии, Дании, Финляндии, США, России, Норвегии, Франции, Дании. Программа биеннале необычайно разнообразна. Дизайнерские проекты представлены на таких площадках, как новый выставочный зал Музея городской скульптуры и Нарвские триумфальные ворота, Музей обороны и блокады Ленинграда, музей «Разночинный Петербург», дом-музей Шаляпина, Музей хлеба и некоторых других. Участники проекта с разных сторон рассматривают и изучают понятие музейного дизайна, доказывая его многомерность и предлагая новые формы для его реализации.

Проект «Инверсия» в Гатчинском дворце, открывающий биеннале, отсылает нас к идее путешествия в пространстве. Стеклянный куб, установленный в Чесменской галерее дворца, оборудован интерактивным устройством, позволяющим выбирать любую эпоху, в том числе и нынешнюю. Старинные изображения, как и ход реставрационных работ, проецируются на один из фрагментов стены, воссоздавая его исторический вид, меняющийся на протяжении более двух сотен лет.

Автор проекта, архитектор Андрей Вовк, не случайно дал ему такое название. Инверсия – буквально, «переворачивание смысла» – позволяет переставить местами объекты наблюдения или размышления, включая самого себя. Мы привыкли разглядывать экспонаты в музее через стекло витрины. А что если попробовать самому стать таким экспонатом? А вдруг запустятся глубинные механизмы «памяти», возможно, свойственной любой вещи, переходящей из столетия в столетие? Тогда возникает интересный вопрос: а хочет ли сама вещь – например, старинная лепнина или полуразрушенная стена галереи – вернуться в исходное состояние? И какую именно эпоху можно считать точкой такого отсчета, если даже в лучшие времена интерьеры того же Гатчинского дворца менялись в соответствии со вкусами и предпочтениями очередного владельца?

Чесменская галерея, в которой был дан старт биеннале, стала идеальным пространством для ответа на вопрос, который очень волнует музейных специалистов: в каких случаях реставрация исторических объектов действительно нужна, а в каких лучше обойтись консервацией?

Эта проблема во многом носит философский характер. Реставрация – процесс, направленный на борьбу со временем, то есть по сути необратимый. Но вместе со временем над культурными объектами работает и история, оставляя свои, очень характерные следы. В пространстве Чесменской галереи не осталось и тени былого великолепия. Уникальная лепнина наполовину разрушена, стены испещрены следами пуль и снарядов – горькое напоминание о Великой Отечественной. Но именно в таком виде галерея способна погрузить в состояние медитации – над прошлым, настоящим, будущим – не только государства или города, но и собственной жизни. Может быть, именно это ее состояние дает возможность истинного соприкосновения с живой историей, увидеть воочию ее путь?

Впрочем, далеко не все согласны с этой точкой зрения. В стеклянной «машине времени» Чесменской галереи можно не только попутешествовать по эпохам, но и принять участие в опросе: что нужнее, на ваш взгляд, реставрация или консервация? Мнения тех, кто посетил презентацию «Инверсии» — а среди них были и музейщики, и искусствоведы, и художники, и журналисты – разделились почти поровну, оставляя вопрос открытым.

Еще один проект биеннале, запущенный в Гатчинском дворце, показывает, как можно придать динамику привычным для музея формам навигации по экспозициям. В основе проекта художника и дизайнера Александра Менуса «Мобильная навигация» лежит идея «вечного движения», характерного для безумных темпов современной жизни. Как может усваиваться информация, когда вокруг все стремительно меняется и движется? Очевидно, что и подаваться она должна нам с соответствующей скоростью. Для этого дизайнер на плацу перед Гатчинским дворцом буквально поставил на колеса привычные указатели, которые помогут посетителю определить, какие мероприятия в музее можно посетить и как туда пройти.

Юлия ЛЫСАНЮК

Фото Владислава ТОЛЧИНА