Вернем имя ДОТу

В год 70-летия Победы памятники военной истории вновь оказались в центре внимания, как и ошибки, допущенные при благоустройстве памятных мест. Силами волонтеров клуба «Отчий край» в 2005 году на доте у д. Пижма была установлена памятная табличка. Сразу на ошибку никто не обратил внимания. Теперь же, когда информация о событиях и героях Великой Отечественной войны стала более доступной, несоответствие фактов стало очевидным.

Речь идет о памятной доске на одном из трех фортификационных сооружений, построенных по приказу Военного Совета Ленинградского фронта при строительстве Красногвардейского укрепрайона в июле-августе 1941 года в районе д. Пижма, где держали оборону воины-ополченцы 1-й роты 267-го ОПАБ. 74 года назад здесь шли ожесточенные бои. Немцы, встретив мощное сопротивление, неожиданно для себя «застряли под Пижмой».

Дот был построен на перекрестке дорог, примерно в двух метрах от оживленной автотрассы и в 2 км севернее д. Пижма (Новосветское поселение). Зарегистрирован, как «Объект культурного наследия народов РФ». В отличие от своих собратьев ему, можно сказать, повезло больше. На протяжении последних десяти лет порядок у дота поддерживают добровольцы. Дот раскрашен патриотической символикой. В памятные дни администрация Новосветского поселения и различные военно-патриотические организации проводят у дота митинги. Здесь всегда много цветов и венков.

Хотя на доте и присутствует табличка «ДОТ Карпова», установленная в наши дни, это ДОТ лейтенанта М.В. Дёмина. ДОТ Демина вел бой с немецкими танками на шоссе 23 августа 1941 г. Не имея полевого прикрытия, был блокирован немецкой пехотой, а затем расстрелян танками с тыла. На стенах и потолке видны следы осколков и пуль. Рядом установлен поминальный крест с табличкой: «От Войска Донского и ВПК «Отчий Край». 2005 г.».

ДОТ Ф. А. Карпова стоит в поле в 1,5 км севернее д. Пижма (Новосветское поселение). Если ехать из Гатчины в Пижму, он будет с левой стороны, напротив дота Демина. Дот Карпова полностью разрушен мощным внутренним взрывом. Его останки с порослью деревьев еще видны с дороги. Не имея полевого прикрытия, дот был блокирован немцами с тыла. По некоторым данным, он держался более суток в окружении и затем был подорван гарнизоном.

Третье фортификационное сооружение в 400 м западнее д. Пижма – ЖБОТ. ЖБОТами специалисты называют небольшие укрепления, колпаки, в которых может располагаться боец с ручным стрелковым оружием. Если ехать из Гатчины через Пижму, он расположен справа за деревней в поле. Это сборный железобетонный артиллерийский каземат, вероятно, под 45мм казематную артустановку.

«Поняв, что ни танкам, ни пехоте не удастся легко пройти через Пижму, чтобы прямой дорогой двинуться на Гатчину, немцы решили сковать действия первой роты атакой автоматчиков, а основные свои силы двинуть в обход открытого левого фланга сначала по направлению к деревне Пустошке, а затем – к Красному Хутору», – написал в книге «В суровый час» Н.А. Прохоров. По карте Ленинградской области 1939 года деревня Красный Хутор до войны находилась слева по дороге от Гатчины на Пижму, напротив поворота на кладбище. Деревня оказалась на линии фронта. После войны не восстанавливалась, сейчас там поле.

Далее в книге Прохорова приводятся такие свидетельства: «Как прав был Косарев, когда беспокоился за этот фланг! Расчет командования укрепрайона на то, что местность здесь была болотистой и труднопроходимой для танков противника, не оправдался. Противник воспользовался сухой погодой.

После того как зенитное орудие было раздавлено, вражеские танки, проутюжив гусеницами пустые окопы и траншеи, которые занимали несколько часов тому назад подразделения 4-й Дзержинской дивизии народного ополчения, устремились вперед. Но здесь противник вновь был встречен артиллеристами — гарнизонами двух наших дотов. Одним командовал опытный артиллерист, в прошлом командир орудия Федор Антонович Карпов. Он вовремя открыл огонь по головному танку. Снаряд разворотил броню. В загоревшемся танке стали рваться снаряды. Второй вражеский танк начал маневрировать, пытаясь уйти в сторону, но и он был подбит. Однако вражеские автоматчики, воспользовавшись отсутствием пехотного прикрытия, блокировали дот с тыла.

Второй дот, которым командовал Михаил Васильевич Дёмин, не мог оказать огневую поддержку доту Карпова из-за небольшого сектора обстрела амбразуры.

Трудно описать, что творилось на поле, – рассказывал командир роты Косарев. – Я в это время находился на северной окраине деревни и отсюда видел бой. Оказать поддержку нашим товарищам мы не могли – вражеская пехота уже окружила дот… Ночью я дважды направлял туда разведку, но перед Красным Хутором уже окапывались гитлеровцы…

Только после войны нам удалось установить некоторые детали схватки, разгоревшейся в поле у Красного Хутора. Дот Карпова был взорван. Железобетонные стены разворотило во все стороны. Верхняя часть бетонного перекрытия от сильного взрыва взлетела вверх, перевернулась в воздухе и упала на разрушенный дот. Все это приводило к выводу, что взрыв произошел изнутри, и не оставляло никакого сомнения в том, что гарнизон дота, окруженный врагами, взорвал дот, не желая сдаваться фашистам.

Оголенный, почерневший от времени дот Дёмина возле дороги был полуразрушен. Лобовая часть амбразуры осела в земле, но не была повреждена вражеским обстрелом. Зато бетонированные двери с тыла оказались изрешеченными, насквозь пробитыми во многих местах вражескими снарядами, внутри дота стенки были выщерблены осколками. Стало ясно, что дот Дёмина в том бою блокировали с тыла вражеские танки, которые в упор расстреляли гарнизон».

«Наш общий долг исправить ошибку, – говорит руководитель военно-патриотического объединения «Отчий край» В.М. Жилин. – За финансовой поддержкой в решении этого вопроса будем вновь обращаться к гатчинцам, неравнодушным к восстановлению исторической справедливости. Полагаю, что к 22 июня – годовщине начала Великой Отечественной войны, мы сможем заменить памятную доску».