И дольше полувека длится служба…

«Предан своему делу, полон энергии, сил, всегда готов в бой. Каждый день на работе – каждый день в строю, колоссальный жизненный и служебный опыт. Если бы все наши сотрудники были такие, мы бы всегда были на высоте», – это характеристика, которую дал начальник уголовного розыска УМВД России по Гатчинскому району Николай Гейла. …Кому? Легендарному Бурзину.

Полковник милиции в отставке Лев Степанович Бурзин – полвека в органах МВД. В 1998 по выслуге лет вышел на пенсию, но это был формальный акт: фактически, служить в милиции он не переставал – к счастью для нее. И, как раньше помогал милиционерам, теперь оказывает большую помощь полицейским. Кстати, есть ли принципиальная разница? Что думает по этому поводу юрист?

— Это принципиально, – считает Лев Степанович. – И дело не только в названии: полиция предусматривает вертикальное подчинение, милиция была органом горсовета. А кто платит деньги, тот и заказывает музыку: богатые края могли платить много, вооружать достаточно хорошо, и привело бы это к непредсказуемым последствиям. И в том, что так называемая муниципальная милиция ликвидирована, заложен глубокий смысл.

- Как вы пришли в правоохранительные органы?

— Когда заканчивали десять классов, завуч школы проводила беседу с каждым: давала рекомендацию, куда поступать. Мне она сказала: «Иди-ка ты, Бурзин, на юридический», – так она оценила мои школьные способности. Я поехал и поступил в Ленинградский университет. В первый же год познакомился с очень активным товарищем, старостой курса – Игорем Рыбаковым, он организовал отряд содействия милиции, в который вовлек и меня. Так на протяжении всех пяти лет учебы мы активно работали в ленинградской милиции как внештатные сотрудники. Когда встал вопрос распределения, передо мной выбор не стоял – только в милицию. С Игорем Ивановичем Рыбаковым мы потом вместе работали и в Ленинграде, и в Гатчине.

- В каком подразделении начинали?

— Пошел в ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). 15 лет проработал в Гатчине, восемь – заместителем начальника отдела штаба ГУВД, десять – начальником штаба Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте, которое охватывает семь областей и Карелию, и в ведении которого – железнодорожный, водный и воздушный транспорт. Как вышел на пенсию, стал помогать уголовному розыску и всем, кто обратится: работаю с документами, как принято говорить.

- Где лучше работалось: в милиции или в полиции? В то время – или нынче?

— В милиции было хорошо, когда министром МВД был Н.А. Щелоков – в течение 18 лет. А после него стало намного хуже: приходили случайные министры и руководители…

- Если вернуться на пятьдесят лет назад, пошли бы снова в органы?

— Пошел бы.

- В ОБЭП?

— Не имеет значения.

- За время вашей службы случались нетривиальные – и опасные – задержания?

— У меня есть почетная грамота от министра МВД СССР Щелокова – за участие в задержании опасного преступника во время открытия XXII Олимпийских игр в Москве в августе 1980 года. А было это так. Я в Гатчине работал начальником штаба; из психиатрической больницы Дружноселья убежал опасный пациент – года за три до этого он поджег себя на Красной площади в знак протеста против гонений на профессора Орлова, который был осужден как диссидент. Его тогда потушили (он обгорел до пояса) и поместили в психиатрическую больницу в Московской области на принудительное лечение, потом он каким-то образом оказался в Дружноселье. Милицию об этом в известность не поставили. А он вел переписку со своими единомышленниками и сообщил им, что намерен бежать из Дружноселья, приехать в Москву и на стадионе им. Ленина во время открытия Олимпийских игр совершить акт самосожжения, чтобы привлечь внимание мировой общественности к притеснению диссидентов. И вот за десять дней до открытия Олимпиады он убежал. Что творилось! Достаточно сказать, что Андропову – председателю КГБ – два раза в сутки докладывали о ходе поисков. Потом была получена информация, что псих находится в Войсковицах – недалеко ушел. И до открытия Олимпиады нам удалось его задержать, много тогда было задействовано людей, я его непосредственно задерживал в числе троих сотрудников.

- Вы не думаете, что в «старые добрые времена» оперативная обстановка была проще?

— Нет, сейчас, конечно, спокойнее. Объекты с материальными ценностями хорошо защищены: решетки, сигнализация; на улицах – видеокамеры. А раньше – не проходило суток, чтобы не вскрыли какой-нибудь деревенский магазин. Жизнь изменилась к лучшему.

- Лев Степанович, а служба не мешала вам в семейной жизни?

— Не мешала и не мешает: скоро отметим золотую свадьбу.

- Значит, сколько с супругой – столько и с милицией?

— Нет, с милицией – полицией – немного дольше…

Лев Степанович Бурзин – ветеран органов внутренних дел, имеет ведомственные награды, ему присвоено звание почетного работника Октябрьской железной дороги, а еще он хранит шуточную медаль «Лучшему начальнику» – от своего водителя, с которым много лет проработал вместе. Сегодня у Льва Степановича – юбилей.

Руководство и коллектив УМВД России по Гатчинскому району сердечно поздравляют Льва Степановича Бурзина с 75-летием!Низкий поклон вам за ту сложную жизненную дорогу, по которой вы идете достойно, трудясь во благо нынешнего – и будущих поколений. Желаем вам здоровья, благополучия, удачи и как можно больше мирных и счастливых минут. С юбилеем!