Примите наши поздравления!

Август Густавович Ярковец родился 1-го августа 1936 года в деревне Валерьяновка на Елизаветинской земле. Детство и юность Авы, как ласково называла его мама, пришлись на лихие годы, о которых нам «поведал» его рано объявившийся поэтический дар: «Мы к нежностям привыкнуть не успели, завьюженного времени сыны, раскачивали наши колыбели разрывы прошлой мировой войны».

В 1956 году за плечами осталась школа, где, истосковавшись по любимому мирному делу, самозабвенно их учили фронтовики. Август об этом напишет проникновенные строки:

«Учите нас, фронтовики!

Учите нас своим примером

великой верности и вере,

бескомпромиссности строки.

Учите нас, фронтовики!»

Была окончена средняя Елизаветинская школа, где на весь Союз гремела своими достижения школьная МТС, где «трудились так, чтоб не ударить в грязь лицом перед собой, как перед миром, и перед прочими людьми, перед охрипшим бригадиром, уставшим так же, как и мы».

Затем служба в Советской Армии и годы учебы в институте физической культуры им. Лесгафта и Ленинградском университете им. Жданова. Но звали в дорогу «большаки, пропахшие бензином, зовущие в далёкие края». Август делится с Музой своими сомнениями:

«Что гонит нас в такую даль?

Стремленья вникнуть в недра тайн?

Романтика босая?

Или хорошая деньга?

Бежим как будто от врага,

Куда – и сам не знаю».

О том, что этот выбор был не из легких, мы узнаём из его стихов, которым он поверяет все самое сокровенное:

«День, поднимаясь, солнце расточал.

Но круче, чем дорога до вокзала,

Я никогда на свете не встречал».

В поисках своего места в жизни Август сменил множество профессий – лесника и биофизика, добытчика ламинарии и работника совхоза. Он побывал на Крайнем Севере, в Сибири, Прибалтике, Армении, Грузии, на Украине, в Белоруссии, на Дальнем Востоке и Мурманске. В этих «путешествиях» он обрел бесценный жизненный опыт, которым щедро поделился в строчках, полюбившихся нам стихов.

С середины 50-х годов Август начинает печатать свои стихи в газете «Гатчинская правда», в колонках «Тетрадь стихотворца», «На поэтической волне», «Плюралистическая поэзия». Вы спросите, про что его стихи? Они – о собственных исканиях, о родном крае, о земляках, вернувшихся с войны: «Я помню, как пришел с войны Леонтьев» или «Память! Память! Ох, ты, память», с пронзительными строками: «…солдат все будет падать, падать, рукой на ветер опершись». «В тетради стихотворца» было напечатано его раннее стихотворение «250-летию со дня рождения Императора Павла I, которому Гатчина обязана своим возвышением». Позже он писал о людях, с которыми пересекал моря и океаны:

«Светилось море. Набегала

На камень дикая волна

И увлекала, завлекала

Извечной тайною она».

Он тачал избы в разных уголках нашей необъятной страны своими «золотыми» умелыми руками, поднимал целину, но «на сердце, как снежный ком, росла тоска по дому».

«Я не знал, что мне так дорог

Этот дом и этот дым,

это поле с косогором,

Где гулял я молодым».

Все его стихи – о жизни, такой многогранной и непредсказуемой. И куда бы ни заносила его «шальная» тропа, «к пропыленным травам склоняясь головой», он слышал «оклик: «Ава, вернёшься ли домой?» Ответ в его стихотворных строках:

«Еще чуть-чуть, а там уж

вернусь.

Но вот дела –

Невеста вышла замуж,

а мама умерла».

Эту горечь утраты он заполняет стихами: «ясное и вечно молодое видится мне матери лицо…».

«Кто там стоит у колодца,

лунным ведерком звеня,

машет рукой и смеётся?

Может быть, Мама моя?».

И поэт признается:

«Я все живу надеждой тайной:

Есть дом, огонь поёт в плите,

Окошко капелькой янтарной

щемяще светит в темноте.

Я одолел года и кручи

И на коне и без коня,

И понял я, что нету лучше

Того далекого огня».

В 1970 году его стихи напечатал журнал «Звезда». Позднее его стихи печатаются в журналах и альманахах – «Аврора», «Юность», «Сельская жизнь», «День поэзии». В 1978 году в Лениздате выходит его первая книга стихов «Рукопожатие». Августа принимают в Союз писателей. Он становится его полноправным членом, но неожиданно «исчезает» с литературного небосклона. Он признался:

«Прошёл я Запад и Восток,

И с Севера на Юг.

Ведь ничего на свете нет,

Спасительней дорог»!

Ответ есть у поэта:

«Как вернутся опять

Вдохновенье и вера, и сила.

Эта тройка меня не однажды уже выносила

из душевной зимы, из тоски

нелюбви. Неудачи.

Только главное встать»!

Он вернулся, и в его рюкзаке лежали новые стихи, которые удивили своей глубиной и необыкновенным лиризмом. Вынесла его «тройка» в 1990 году в издательство «Ленинград», где вышла его вторая книга стихов – «Свет угасшего дня», заигравшая «новым» светом красок осени в родном краю, человеческих характеров и глубоких раздумий. В 2005 году в собственной редакции, но при деятельной помощи Е.Г. Докучаева и Ксении Докучаевой была подготовлена к печати третья книга стихов «Наводнение чувств», ставшая раритетом вскоре после выхода.

К юбилею поэта в Елизаветинской сельской библиотеке оформлена книжно-иллюстративная выставка с красноречивым названием «Рукопожатие», а в музее «Елизаветинской СОШ» представлен стенд о творчестве поэта.

Сегодня, считает поэт,

«нет в душе воспоминаний горьких,

потому что с самых юных дней

всё спешу то на гору, то с горки.

И осознавать мне всё трудней,

Что настанет день и успокоюсь,

Упаду в прохладную траву

в чистом поле

или над рекою.

И уже в предчувствии покоя

никого к себе не позову…».

С юбилеем, Август Густавович!