Готовимся к итоговому сочинению в 11 классе

Седьмого декабря одиннадцатиклассники сдают первый обязательный экзамен по литературе в форме сочинения, успешная сдача которого станет допуском к итоговой аттестации в мае. Каким должно быть итоговое сочинение?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с требованиями к этой работе и критериями ее оценивания.

Сочинение должно показать уровень речевой культуры выпускника, его умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, надо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст-рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя его.

На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее, но уже известны широко сформулированные тематические направления. Они выглядят следующим образом: «Разум и чувство»; «Честь и бесчестье»; «Победа и поражение»; «Опыт и ошибки»; «Дружба и вражда». Сами темы сочинения станут известны за 15 минут до начала экзамена.

Результатом итоговой работы будет оценка «зачтено» или «незачтено». Сочинение оценивается по пяти критериям, из которых первые два – соответствие теме и аргументация, привлечение литературного материала – являются основными. Для получения отметки «зачтено» необходимо выполнить требования этих двух критериев, а также дополнительно «зачтено» хотя бы по одному из других трех: композиция, качество речи и грамотность.

Следует обратить внимание, что на экзамене можно пользоваться орфографическими словарями, что дает возможность выпускнику качественно проверить написанное.

Итак, для получения положительной оценки важно правильно понять тему сочинения, подобрать литературный материал для ее раскрытия, логично расположить его и грамотно написать работу.

Как выбрать тему сочинения?

Поскольку тематические направления уже известны, подготовку к сочинению следует начинать заранее: выбрать направления, которые вам кажутся наиболее интересными (ни в коем случае не следует ограничиваться выбором только одного из них, так как неизвестна формулировка конкретной темы внутри направления). Далее нужно определить лексическое значение ключевых слов каждого из направлений, например, что такое дружба, честь, победа и так далее. После этого сформулировать конкретные темы внутри каждого направления. Например, для направления «Дружба и вражда» можно сформулировать следующие темы: «Из двух друзей всегда один раб другого» (М.Ю. Лермонтов) или «Ни раба, ни повелителя дружбе не надо» (И.А. Гончаров) и другие.

Затем следует определить проблему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения. Например, если тема сочинения сформулирована в виде повествовательного предложения, «превратите» ее в вопрос, так вы определите проблему, которая и станет предметом ваших размышлений.

Далее необходимо сформулировать тезисы, которые раскроют эту проблему, станут ответами на поставленный вопрос.

Следующим шагом будет подбор афоризмов, высказываний известных людей. Уместно использованные, они придадут рассуждениям более весомый характер.

Самый важный этап в работе над сочинением – это подбор произведений, на материале которых можно доказывать свою точку зрения. В инструкции для выпускников отмечено, что строить свое рассуждение в рамках предложенной темы необходимо на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

Безусловно, при выборе произведений нужно ориентироваться на русскую классику XIX века. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Война и мир» – это лишь несколько произведений, на материале которых можно написать хорошее сочинение по предложенным в этом году направлениям.

Но не надо забывать, что пишут сочинение выпускники 11 класса, которые знакомы с произведениями писателей ХХ и уже ХХI века. Поэтому стоит остановить свое внимание на рассказах и повестях (небольших по объему произведениях, что немаловажно в условиях дефицита времени) В. Распутина, В.П. Астафьева, К. Паустовского, Бориса Екимова. Из произведений современных писателей это, возможно, будут повести и рассказы Захара Прилепина, Виктории Токаревой, Татьяны Толстой и других авторов, произведения которых посвящены размышлениям над вечными нравственными понятиями: совесть, честь, милосердие, сострадание и т.д.

Нужно помнить, что важно не количество приведенных произведений, а глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не пересказ произведения, не просто ссылку на тот или иной текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой произведения, системой действующих лиц и так далее.

После выбора произведений следует продумать композицию (построение работы), написать план (лучше подробный) сочинения, затем черновой вариант работы. Продумать вступление и заключение сочинения, помня о рекомендуемом объеме работы (350 слов). После этого перечитать написанное, внести необходимые поправки в построение сочинения (обратить внимание на логические переходы от одной части к другой). Проверить речевое оформление работы. Обратиться к орфографическому словарю, исправить замеченные ошибки.

Безусловно, что в рамках небольшой статьи невозможно дать полный ответ на вопрос, как готовиться к итоговому сочинению. Надеюсь, что некоторые из моих рекомендаций окажутся полезными.