Гатчина, Сен-Бартелеми

Гатчина российский город близ Санкт-Петербурга, коммуна в швейцарском кантоне Аргау и заморское сообщество Франции в далеком Карибском море – что, казалось бы, у них может быть общего? Разделенные не только тысячами километров, но и отличными друг от друга культурами, языками, историей, они, тем не менее, имеют одну объединяющую особенность. Ее не сложно обнаружить, стоит только внимательно взглянуть на их гербы. Присутствующий там белый восьмиконечный крест указывает на очевидную связь этих мест с древнейшим христианским рыцарским орденом иоаннитов, известным как Мальтийский.

История Мальтийского ордена в России и причастность к ней нашего города хорошо известны, поэтому избавим читателя от ее подробного изложения. Но все же напомним о главных гатчинских свидетельствах этого любопытного эпизода отечественной истории.

Первое – это Приоратский дворец, отстроенный по указу императора Павла I и дарованный мальтийским рыцарям. Второе свидетельство – уже упомянутый герб Гатчины. Мальтийский крест появился в нем опять же по воле Павла в 1800 году, просуществовал он там до революционного 1917 года, а с 1995 вновь используется в качестве эмблемы города. Причем восьмиконечных крестов в гербе два: большой на груди двуглавого орла и выше маленький на короне великого магистра ордена, каковым являлся в самом конце XVIII века сам российский государь.

Чести быть отмеченным мальтийским крестом удостоились в павловское время еще два населенных пункта Российской империи – города Павловск и Одесса. В случае с Павловском подобное отличие ясно и понятно. Бывшее поместье самого Павла Петровича, которое он позднее отписал своей супруге Марии Федоровне, до конца жизни оставалось для государя родным и любимым, регулярно посещалось и было местом проведения торжеств в честь Рождества небесного покровителя мальтийских рыцарей Святого Иоанна Предтечи.

А вот в гербе Одессы восьмиконечный крест оказался, видимо, только по той причине, что утвержден он был в царствование Павла I, поэтому и был «павловского типа», т.е. с крестом на груди орла. Правда, основатель и устроитель города-порта на Черном море, О.М. Дерибас, был кавалером Мальтийского ордена, но пожалование этой наградой случилось уже после основания Одессы и утверждения ее герба. Никаких других значимых связей Мальтийского ордена и Одессы, а ранее турецкой крепости Хаджибей, не обнаруживается. После смерти императора Павла одесский герб, в отличие от эмблем Гатчины и Павловска, лишился древнего символа рыцарей-иоаннитов, так что в настоящее время только гербы бывших павловских поместий близ Петербурга хранят зримую память о мальтийском прошлом нашего государства.

Много ли еще мест в мире, которые, подобно Гатчине и Павловску, по гербу или флагу сразу же можно распознать как наследие мальтийской орденской истории? Их не так уж и мало! Находятся они в основном в европейских государствах.

Вот упомянутая в названии статьи швейцарская коммуна Лойггерн. В XIII веке там было учреждено командорство иоаннитов. Подобные земельные владения с замком, церковью, близлежащими деревнями обеспечивали орден денежными средствами и в случае необходимости выставляли, соответственно своему доходу и размеру, вооруженных воинов. Почти шестьсот лет это командорство находилось в собственности рыцарей, поэтому и присутствует в гербе современного Лойггерна символ Мальтийского ордена.

Некогда на территории Швейцарии существовало до 20 подобных владений рыцарей. В некоторых дошедших до нас с того времени орденских замках, домах, госпиталях сейчас открыты музеи, работают общества, целью которых является сохранение памяти о мальтийской истории этих мест. О прошлом напоминают и гербы отдельных коммун и населенных пунктов. Следует, однако, отметить, что не всегда это привычный восьмиконечный крест. В гербах коммун Бубикон или Тунштеттен, например, крест простой: прямой белый, без раздвоения на концах. Такой крест также издревле был и до сих пор остается отличительным знаком членов ордена.

Со времен переселения из Палестины, где зародился во время Крестовых походов этот рыцарский союз, иоанниты осваивали морское дело, поскольку в последующие столетия местом их пребывания стали острова Средиземного моря: Кипр, Родос, Мальта. Орденский флот был сильным, быстрым и, как правило, чрезвычайно успешным в сражениях. Неудивительно, что у рыцарей появились заморские владения, вдали от родной Европы. Правда, в случае с островами Сент-Китс, Сен-Мартен, Санта-Крус и СенБартелеми в Карибском море все протекало мирным путем: они были куплены у Франции. В середине XVII века губернатором этих земель французской короны был Филипп де Лонгвилье де Пуанси, дворянин и командор Мальтийского ордена. Он-то и уговорил тогдашнее руководство ордена в Европе их выкупить, обещая выгоду от хозяйственного использования этих островов. Владычество иоаннитов на Карибах продолжалось недолго – 14 лет, после смерти де Пуанси острова приобрела Французская Вест-Индийская компания. Память о коротком, сравнимом с 20-летним существованием ордена в России, мальтийском эпизоде местной истории хранит герб Сен-Бартелеми.

Помимо восьмиконечного креста, есть еще одна любопытная историческая деталь, которая удивительным образом сближает Гатчину и далекий остров. Как и земли, на которых находится наш город, Сен-Бартелеми почти 100 лет пребывал под шведским владычеством. Остров был обменен в 1784 году у французов на их право торговать в шведском Гётеборге. С тех пор столица Сен-Бартелеми носит имя короля Швеции Густава III – Густавия, а рядом с французскими названиями улиц висят прежние шведские таблички.

Но вернемся в Старый Свет, в Европу, где владения рыцарей существовали столетиями, и где следы орденского наследия можно встретить теперь на территории многих государств. Где-то их относительно значительное количество, а где-то, как и в России, это уникальный случай.

В Швеции в средние века рыцари-иоанниты основали два монастыря: Эскильстунский и монастырь Кронобек в общине Мёнстерос. От последнего до нашего времени сохранились руины, среди которых устраивается теперь средневековый фестиваль, и в гербе – восьмиконечный крест. Судьба монастыря в Эскильстуне, которая, кстати, является городом-побратимом Гатчины, сложилась, с одной стороны, так же печально, с другой – неожиданно. Монастырь как будто бы повторил судьбу рыцарей ордена, которые за свою многовековую историю неоднократно меняли место основного пребывания. Основанный иоаннитами в конце XII века, Эскильстунский монастырь, согласно орденской традиции, стал местом, где больные и немощные получали медицинскую помощь и заботу. Поддержку монастырю оказывали королевский дом и знатные семьи. Реформация в Швеции прекратила существование рыцарской общины. Ее здания были разобраны, а материалы использовали при строительстве королевской резиденции в Эскильстуне. Та, в свою очередь, сгорела в конце XVII века, но часть оставшегося от огня материала перевезли в Стокгольм и вновь применили в ходе перестройки Королевского дворца.

Заслугой мальтийских рыцарей можно считать и основание городов. Первые письменные свидетельства о местечке Иванец в Хорватии относятся к 1201 году, город упоминается в них как «деревня ивановцев», так по-хорватски зовутся иоанниты. Интересно, что в современной символике Иванца мальтийский восьмиконечный крест не белого, а красного цвета. Впрочем, это не должно вводить нас в заблуждение и вызывать сомнение в связи данного места именно с орденом Святого Иоанна. Подобное изменение цвета креста в гербе и флаге встречается также у некоторых других населенных пунктов. Как и у Иванца, красного цвета он в гербе города Монтфорт в Нидерландах, красно-белого – у Дубравиц и Станковиц и желтого – у Дивчего Града в Чехии, голубого – у испанского Альгуайре. А, например, в гербе итальянской коммуны Роло представлено сразу три мальтийских креста: два голубых и один красный. Тем не менее, история всех этих мест подтверждает там присутствие и деятельность рыцарей-иоаннитов в разные эпохи.

Самое значительное геральдическое наследие Мальтийский орден оставил в гербах испанских, итальянских, немецких, португальских и французских городов, селений, общин. Это не удивительно, ведь основная масса рыцарей, участвовавших в Крестовых походах, происходила из этих земель. Когда война крестоносцев за «освобождение» Гроба Господня закончилась победой мусульман, рыцари, часть которых примкнула к братству госпиталя Святого Иоанна в Иерусалиме – будущего ордена иоаннитов, возвратились в Европу и стали учреждать на своей родине его отделения. Одни из них превращались со временем в населенные пункты, другие по тем или иным причинам приходили в упадок и становились историей. Вот некоторые из них, отмеченные в гербе или флаге восьмиконечным крестом: Ампоста и Вильянуэва-деСихена в Испании, Айкурцио и СанДжованни-Ди-Джераче в Италии, Гейтерсгейм и район Берлина Нойкёльн в Германии, Олейруш и Флор-да-Роза в Португалии, Рембашзель и Сен-Жан-де-Бассель во Франции.

Отдельные «мальтийские» селения обнаруживаются также в Австрии, Великобритании и в ее коронном владении – острове Джерси, в Польше и Словении. Всего их удалось насчитать пока около ста.

Так что же, Гатчина со своим «мальтийским» гербом и частицей рыцарской истории не такая уж и уникальная?! Не будем спешить с ответом, а вспомним сначала, что во всем мире, по данным интернет-источников, более 2,5 миллионов городов. Сколько существует более мелких поселений, едва ли поддается подсчету. Так что список из ста городов, коммун, деревень, которые не только были связаны в прошлом с Мальтийским орденом, но и сохранили до настоящего времени в своей официальной символике память об этом, становится вполне достойным. Более того, подобные факты могут заложить партнерские отношения между ними. В идеале же – почему бы не помечтать на эту тему! – создание ассоциации, союза или братства «мальтийских» городов. И пусть находятся они в разных странах, удалены друг от друга на сотни и тысячи километров и разъединены отнюдь не только морями и океанами, а, к сожалению, часто еще прохладными, хорошо, если не враждебными, межгосударственными отношениями, обнаруживается иногда нечто, что связывает, казалось бы, разные народы, чужие места, культуры и традиции. Мы открываем для себя какие-то общие факты истории, которые вдруг сближают нас. И чем тоньше, страннее, на первый взгляд, эти точки соприкосновения, тем крепче может оказаться взаимное притяжение, интерес и будущее культурное, экономическое и иное сотрудничество.

Гатчина со своим «мальтийским» наследием могла бы по праву стоять у истоков создания подобного международного союза и, более того, занять в нем почетное место! Ведь только она, в отличие от других рыцарских владений, являлась в свое время загородной резиденцией главы Мальтийского ордена – российского императора Павла I. Во многом благодаря ему эта древняя христианская организация продолжает существовать и вести активную каритативную деятельность в наши дни.

Что ж, эта идея, схожая, с одной стороны, с фантазиями и сумасбродными замыслами Павла Петровича, быть может, так таковой и останется. А, возможно, прорастет, созреет и, наконец, претворится в жизнь. Императору, как нам кажется, она бы понравилась.