Декабристы: взгляд из будущего

О романтической стороне декабрьского восстания 1825 года, о судьбах декабристов и последовавших за ними на сибирскую каторгу женщин, о связи Пушкина с членами тайных обществ поговорили на круглом столе в Межпоселенческой районной библиотеке им. А.С. Пушкина.

Рубрики:  Культура

Участников круглого стола приветствовали директор библиотеки Елена Бабий и председатель комитета по культуре и туризму Гатчинского района Даниил Мкртчян. Даниил Арменович напомнил о многолетней Пушкинской программе, которая ежегодно проводится в Санкт-Петербурге и Гатчинском районе. Помимо праздничных мероприятий, в эту программу входят и памятные, среди которых - ежегодный ритуал «Последняя дорога Пушкина» и встречи, посвященные дню восстания декабристов. По словам Даниила Мкртчяна, в связи с уходом из жизни главного вдохновителя и организатора этих мероприятий Михаила Лейкина формат их не может оставаться прежним. Круглый стол, посвященный декабрьскому восстанию, возможно, определит вектор дальнейшего развития Пушкинской темы.

Фоном для круглого стола «Своей судьбой гордимся мы...» стали сразу две книжные выставки, где каждый, кого интересует история декабрьского восстания, сможет найти для себя что-нибудь новое.

Со дня восстания декабристов в Петербурге - 14 декабря 1825 года -  прошло почти двести лет. Но до сих пор эта сложная, неоднозначная и романтическая история волнует умы, сердца и души людей. Хорошо известно, что Александр Пушкин очень близко принял к сердцу движение тайных обществ России и последующую судьбу декабристов. Находясь в опале и ссылке, он не имел возможности высказываться на эту тему открыто, и свои размышления о происходящем излагал высоким, часто аллегорическим стилем в стихах.

О взаимоотношениях Пушкина с декабристами и о том, как это отразилось в его творчестве, рассказал почетный гость библиотеки, доктор филологических наук, профессор, сотрудник Всероссийского музея им. А.С. Пушкина Алексей Ильичев. По его словам, Пушкин уделял пристальное внимание теме Великой Французской революции, ставшей одной из главных причин Наполеоновских войн. Мимо него не прошло незамеченным наблюдение Карамзина, как романтическое поначалу восстание превратилось в кровавый террор. Неудивительно, что отношение к декабрьскому восстанию в России у поэта было неоднозначным. К тому же политические размышления Пушкина на эту тему совпали с кризисом религиозности, который он переживал в это время. На настроение Пушкина накладывались и его личные взаимоотношения с императорами Александром I и Николаем I. Эти внутренние связи, в частности, отразились в целой системе литературных намеков в таких хлестких его произведениях, как «Борис Годунов» и «Медный всадник».

Неоднозначному толкованию темы декабрьского восстания был посвящен и видеопоказ отрывков из фильма «Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории» автора программы «Век Русского музея» Владимира Гусева. В частности, Владимир Гусев напомнил о следующем историческом парадоксе: никто из декабристов-помещиков не освободил своих крестьян по «Закону о свободных хлебопашцах», учрежденному еще Александром I. Единственный, кто сделал это, был убитый декабристами на Сенатской площади генерал Михаил Милорадович.

- Не стоит торопиться с судом истории, - такой вывод делает Владимир Гусев. - Как выразился Ключевский, история не учит того, кто не хочет учиться - она его проучивает...

О том, какой видится история декабрьского восстания из нашего XXI века, рассказал историк, писатель, архитектор Александр Семочкин. По его мнению, самым привлекательным моментом в этой истории является видимое бескорыстие декабристов.

- Сапожник в Европе идет бунтовать, потому что хочет стать графом. Но зачем идут бунтовать наши князья и графы? Сапожниками стать захотели? - так поставил вопрос Александр Александрович. - При этом речь идет о желании пролить именно свою, а не чью-то чужую кровь. Помните, прозвучала фраза - «Ах как славно, господа - завтра погибнем!»... Есть еще одна тема, которая замалчивается - это историческая традиция. В течение только XVIII века в России было убито четыре законных наследника императорской фамилии. Большинство заговорщиков не помышляло о цареубийстве. Но они плохо усвоили опыт Французской революции, которая наглядно показала, что в революционном процессе наиболее активно проверяют себя, а потом и побеждают самые радикальные идеи и их проводники и последователи... И каждый раз подтверждается формула: «Революцию задумывают мечтатели, осуществляют романтики, а ее плодами пользуются негодяи...»

Как бы то ни было, никто не будет спорить, что история декабрьского восстания овеяна густым ореолом романтизма - во многом благодаря подвигу женщин, жен, матерей и сестре тех, кто отправился за своими близкими в Сибирь. Своими размышлениями на эту тему поделилась вдова композитора, директор культурного центра «Дом Исаака Шварца» Антонина Нагорная-Шварц. Но сначала она предложила посмотреть отрывки из знаменитого фильма «Звезда пленительного счастья» режиссера Владимира Мотыля, музыку к которому написал Исаак Шварц.

По словам Антонины Владимировны, "Звезда пленительного счастья" была самым любимым фильмом Шварца. Она рассказала о том, как проходили съемки этой знаменитой картины, как в содружестве композитора и режиссера рождались гениальные музыкальные композиции. По ее словам, именно эту музыку, посвященную декабристам, композитор считал лучшим, что было в его жизни.