Завершается реставрация личных покоев Николая I

К лету 2018 года в Арсенальном каре Гатчинского дворца откроются после реставрации комнаты императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны.

Рубрики:  Культура

Уже воссозданы уникальные камины из итальянского мрамора с вырезанными вручную элементами декора. Будет воссоздано лепное убранство, плафоны, обои. Займут свое место фарфоровые вазы и полотна.

Отправной точкой реставрации личных покоев Николая I стали акварели Э.П. Гау и довоенные фотографии. Об истории этих комнат и ходе реставрации рассказывает главный архитектор ГМЗ «Гатчина» Татьяна Яковлева:

- Гатчина для императора Николая I – прежде всего резиденция отца – императора

Павла I. Николай Павлович, следуя пожеланиям своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которые вполне отвечали его собственной воле, постарался сохранить в неприкосновенности внешний облик и интерьеры Центрального корпуса дворца. В то же время  нельзя было не учитывать возникшую к сороковым годам ХIХ века катастрофическую нехватку помещений для размещения членов разросшейся императорской семьи, свиты, высокопоставленных гостей, дворцового персонала.

Задуманное Николаем I расширение дворца было реализовано в 1846-1854 годах согласно проекту академика архитектуры Р.И. Кузьмина за счет полномасштабной реконструкции корпусов Арсенального и Кухонного каре. В Арсенальном корпусе, который после реконструкции стал, по сути, «дворцом во дворце», насчитывалось более двухсот помещений. На протяжении второй половины ХIХ века в нем последовательно проживали семьи императоров Николая I, Александра II и Александра III.

Собственные комнаты императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны располагались в нижнем, первом этаже восточной части Арсенального каре. Окна комнат выходили на регулярную часть парка – Нижний и Верхний Голландские сады. Первым в анфиладе помещений, протянувшейся с севера на юг, был Малый угловой кабинет, граничивший с Арсенальным залом – исключительно значимым центром дворцовой жизни и самым большим  по своей площади (600 кв.м).  За кабинетом следовали Камердинерская и Приемная – почти квадратные в плане помещения.

Замыкающим в анфиладе личных покоев Николая I был Большой кабинет (Большой военный кабинет) императора. Дополнительные стены и деревянные перегородки, возведенные в западной части кабинета, отделяли несколько небольших утилитарных помещений – так называемые «Западные комнаты», в которых были устроены ватерклозет и ванная, коридорчик для слуг. В результате Большой кабинет получил усложненную конфигурацию со срезанными углами. К моменту реставрации ряд элементов планировочной структуры был утрачен.

Реставрация помещений общей площадью до 250 кв. м производится в три этапа, начиная с октября 2015 года. В состав работ входят Большой военный кабинет, Приемная, Камердинерская, Малый угловой кабинет, Передняя, Темный коридор, Винтовая лестница. Основные конструктивные особенности комнат сохранились и практически не нарушались с середины ХIХ века.

Отличие дореставрационной планировочной ситуации от исторической заключалось в том, что некоторые дверные проемы были заложены, габариты других – изменены. Отделка серьезно пострадала от разрушений и пожаров времен Великой Отечественной войны.

В послевоенный период комплекс дворца использовался под непрофильные цели – размещение закрытого научно-исследовательского института с испытательными стендами. Это обстоятельство и привело к частичной перепланировке помещений, о которой говорится выше, а также полной утрате декоративно-пластического оформления стен и сводов, распалубок. К счастью, основные объемно-пространственные характеристики, сформированные историческими конструктивными решениями, сохранились. Уцелела и чугунная историческая лестница, получившая не столь значительные утраты.

Отличительная особенность оформления всех комнат – живописные и графические одноформатные изображения и таблицы на военные сюжеты, строго скомпонованные в симметричные квадраты или прямоугольники. Поверхности стен оклеивались обоями, верхний контур которых окаймлялся плетеной тесьмой или шнуром. Мебель – в стиле Николаевского ампира, строгих форм, красного дерева с кожаными сиденьями. Четкий, строгий и лаконичный интерьер с легкими, изящно прорисованными рокайльными гирляндами орнаментов стен и сводов, несомненно отвечающий характеру и стилю жизни владельца, примечателен именно своей простотой – каждая его деталь находится на виду. Воссоздание помещений производится с максимально возможной точностью.

Первый и второй этапы реставрации – общестроительные работы, связанные с расчисткой и укреплением основных конструкций – стен, сводов, потолков и полов; замена столярных оконных и дверных заполнений с воссозданием по историческим образцам.

В настоящее время воссоздана историческая планировка Большого военного кабинета. Вынесены старые инженерные сети, попавшие в зону работ. Принята скрытая прокладка новых инженерных сетей. В специализированных мастерских выполнена реставрация чугунной лестницы. Лестница установлена на историческое место. Произведены работы по воссозданию лепного декора, воссозданы мраморные камины и кирпичные печи. Печи оштукатурены и на третьем этапе реставрации будут окрашены в цвет стен, как того требуют исторические правила. Плафоны получили историческую колеровку. Подобраны образцы обоев для оклейки стен, а также аграманта, окаймляющего верхнюю линию вертикальных плоскостей стен.

Особого внимания в убранстве комнат заслуживают: в Большом военном кабинете – полотно кисти И.Б. Лампи-младшего «Портрет Павла I со свитой», на котором изображен выезд Павла Петровича в окружении сыновей Александра и Константина, А.В. Суворова и придворных; в Камердинерской – фарфоровые вазы, сюжет росписи одной из которых – спектакль, который был поставлен в Берлине в 1821 году по поэме Т. Мура «Лалла Рук». Главные роли царевича Алириса и индийской принцессы Лаллы Рук исполняли великий князь Николай Павлович и его супруга. Эти предметы займут свои места в отреставрированных комнатах. В настоящее время картина экспонируется в залах третьего этажа Центрального корпуса; ваза находится в фондах после реставрации.

Окончание третьего этапа реставрационных работ определено на конец мая 2018 года. В настоящее время идут подготовительные работы. На заключительном этапе будут завершены работы по воссозданию декоративной отделки стен и плафона (потолка) Приемной комнаты, Малого углового кабинета, Большого военного кабинета, Камердинерской, Тёмного коридора и Передней, а также шлифовка и обработка лаком паркетного покрытия. Винтовая лестница будет отделана с применением фрагментарного бронзирования ее элементов.

Фото Ольги Фирсовой