15 МАРТА – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПРАВОСУДИЕ

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он проходит под девизом «Потребительское правосудие сегодня». О том, какие мероприятия по защите прав потребителей запланированы на этот год, как вернуть обратно просроченный йогурт и как наказать невоспитанного таксиста, мы поговорили с новым начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека Ленинградской области по Гатчинскому району Н.А. Васевым. Николай Анатольевич долгое время был заместителем начальника Центра гигиены и эпидемиологии г. Гатчина, поэтому со многими вопросами знаком не понаслышке.

- Николай Анатольевич, как часто к вам поступают жалобы от потребителей?

— Заявления поступают практически ежедневно. Часть из них поступает из правоохранительных органов, что-то – из прокуратуры, основную часть приносят сами жители. Все жалобы регистрируются у секретаря. По каждому заявлению проводится проверка. Нашим специалистам помогают работники Центра гигиены и эпидемиологии, т.к. большинство проверок проводится с привлечением клинической лаборатории.

- Сколько обращений вы проработали за прошлый год?

— Около 280.

- Давайте рассмотрим вашу работу на конкретных примерах. Предположим, я покупаю йогурт и дома обнаруживаю, что он просроченный. Что я должна сделать, чтобы вернуть деньги?

— Реализация продовольственных товаров с истекшими сроками годности в соответствии с санитарным законодательством запрещена. Вы имеете право прийти в магазин и потребовать возврата денежных средств за указанный товар. Вы также можете прийти к нам и написать жалобу, объясняя, где и когда вы купили некачественный или просроченный товар. После чего наши специалисты проводят проверку магазина, в котором был куплен йогурт.

- Наличие кассового чека обязательно?

— Безусловно, чек является документом, подтверждающим факт купли-продажи между покупателем и магазином, но как гласит «Закон о защите прав потребителя»: чтобы предъявить претензии продавцу, наличие чека необязательно. Зато обязательно наличие двух непредвзятых свидетелей, которые подтвердят факт покупки вами просроченного йогурта. Это, конечно, усложняет процесс, но таков закон.

- Допустим, у меня есть чек или два свидетеля и просроченный йогурт. Что дальше?

— Как я уже говорил, в соответствии с кодексом РФ об административных правонарушениях п.1 ст.14.4 реализация продовольственных товаров с истекшими сроками годности запрещена и влечет за собой административное наказание. Наши специалисты проводят проверку в магазине и изымают часть партии просроченного товара для проведения необходимого расследования. По результатам проверки на магазин налагают штраф.

- Какова сумма штрафа?

— Сумма штрафа зависит от того, по чьей вине в магазине появился некачественный товар. Это может быть вина поставщика, вина руководства магазина, умышленно выставившего на полки просроченную продукцию, или вина управляющего, который попросту недоглядел. Если магазин штрафуется впервые, то размеры штрафов следующие: на должностное лицо от 3 000 до 10 000 рублей, на индивидуального предпринимателя от 10 000 до 20 000 рублей, для юридического лица – сумма варьируется от 20 000 до 30 000 руб.

- Бывает, что магазин «попадается» повторно на просроченном товаре?

— Бывает и такое. В этом случае правонарушение уже рассматривается с отягчающими обстоятельствами, и сумма штрафа увеличивается в разы. Но все опять-таки зависит от каждого конкретного случая.

- С продуктами питания понятно. Давайте представим следующую ситуацию: я заказала мебельный гарнитур или пластиковые окна, внесла предоплату, а доставка задерживается.

— Наших граждан зачастую вводят в заблуждение. По «Закону о защите прав потребителей» оплата товара производится в соответствии с договором розничной купли-продажи и не всегда вы обязаны вносить предоплату до поставки вам товара. У нас бывало много случаев, когда граждане, оплатив большую часть заказа, не могли дождаться, когда им доставят мебель или окна. Одно такое разбирательство длилось в течение почти трех месяцев. В результате по решению суда поставщика мебели обязали выплатить клиенту моральную компенсацию за просроченную на длительное время доставку.

Что касается качества мебели, то при обнаружении брака уже после установки, производитель обычно идет навстречу клиенту и забирает некачественную мебель обратно. Признаюсь честно, не всегда они делают это добровольно – некоторых приходится привлекать к административной ответственности и обращаться в суд. Но все подобные дела мы в результате решаем в пользу потребителя.

- Раньше в каждом советском магазине было обязательным наличие жалобной книги. Как обстоит дело сегодня? Представляет ли она какую-нибудь ценность? Если продавец мне нахамит, а я оставлю свою жалобу, возымеет ли это действие?

Ирина Хрусталёва

Продолжение читайте в «Гатчинской правде»