КИНОЛЕКТОРИЙ «В МИРЕ МУЗЫКИ ШВАРЦА»

КИНОЛЕКТОРИЙ «В МИРЕ МУЗЫКИ ШВАРЦА»

В актовом зале гатчинской школы № 8 в рамках проекта «Литература. Музыка. Кино» состоялось торжественное открытие кинолектория, посвященного Исааку Шварцу. Почетным гостем мероприятия стала директор дома-музея знаменитого композитора, его супруга Антонина Нагорная-Шварц.

Как рассказала преподавательница и заведующая библиотекой школы № 8 Наталья Михайловна Антонова, идея создать такой кинолекторий возникла после фестиваля «Литература и кино», на котором активно обсуждался проект «100 лучших фильмов для детей». По мнению педагогов, изучение школьного курса русской классики может стать гораздо эффективнее, если сочетать его с музыкой и видеорядом. Тем более, если речь идет о шедеврах отечественного искусства.

Решение начать проект с музыки Исаака Шварца как нельзя лучше соответствует этой задумке. Ведь Шварц – не только гениальный композитор, создающий музыку для экранизаций гениальных произведений. Проживший более 50 лет на гатчинской земле, он очень близко принял к сердцу ее неброскую, глубинную красоту, и это непременно должно было отразиться в его негромких, но пронзительных мелодиях. Предполагается, что в рамках проекта будут показаны семь фильмов, в которых звучала его музыка. Первым из них стал «Станционный смотритель», снятый в 1972 году Сергеем Соловьевым. После просмотра каждого фильма предполагается его обсуждение. Горячо приветствуются и письменные отзывы, которые планируется публиковать в школьном журнале «Восьмое чудо света». Как сказала директор школы № 8 Янина Алексеевна Безродная, «важно не просто смотреть, а думать, слушать и учиться воспринимать настоящее искусство».

В открытии кинолектория приняли участие педагоги и учащиеся гатчинской школы № 8 и Сиверской школы искусств им. И. Шварца. Антонина Нагорная-Шварц рассказала о том, как писалась музыка для фильмов. «Исаак Иосифович очень любил кино, – вспоминала она. – Может быть, поэтому у него и получались такие произведения. Музыку для кино писать очень трудно – композитор должен на протяжении короткого времени (в увертюре) заявить, о чем этот фильм. Но Шварц был замечательным музыкальным драматургом. Сергей Соловьев признавался позже, что как только он услышал музыку к фильму «Станционный смотритель», он, наконец-то, понял, о чем эта картина».

Антонина Владимировна сделала замечательный подарок школе, вручив организаторам кинолектория лицензионный диск с фильмом «Станционный смотритель». Несколько слов об этом произведении Пушкина сказала преподаватель литературы Ирина Манаенкова.

— «Станционный смотритель», как и все «Повести Белкина», был написан в 1830 году, в Болдино, во времена, когда Пушкин был очень счастлив. Все пять повестей были написаны за двенадцать дней, и каждая из них стала маленьким шедевром. Пушкин никогда не бывал в Гатчине, но останавливался неподалеку от Сиверской, где потом, полтора века спустя, поселился еще один певец земли русской – Исаак Иосифович Шварц.

Ирина Васильевна назвала повесть «Станционный смотритель» воспоминанием Пушкина о гатчинской земле, ведь действие этой повести происходило в Выре. Но «Повести Белкина» интересны нам не только этим. Речь в них идет о вещах, которые будут волновать человека всегда, – о чести и верности, о проблеме отцов и детей, о любви и разлуке.

В тайны композиторского искусства посвятил ребят музыкальный ведущий кинолектория, руководитель хора «Апрель» Виктор Огороднов. Сравнив искусство композитора кино с озвучкой фильмов, он рассказал, как это сложно – попасть в такт действий и сцен, из которых состоит фильм: «Задача музыканта – драматургически выстроить акценты внутри фильма, используя разные группы инструментов. У Шварца это были, как правило, струнные, клавишные (рояль) и духовые (кларнет). Звучат в его музыке и звоны колоколов, часов, табакерки. Композитор разговаривает с нами инструментами…».

Юлия ЛЫСАНЮК