СТРАСТИ ПО ЭШПАЮ

Фильм «Впотьмах» режиссера А. Эшпая, взявший гран-при XX фестиваля «Литература и кино», стал настоящим открытием, если не сказать, потрясением для зрителей и гостей фестиваля.

Поставленный по одноименной повести А. Куприна, он перенес нас в атмосферу конца позапрошлого века, проиллюстрировав один из вечных законов человеческого бытия: столетия проходят, а мы не меняемся. Не меняется наша способность любить и страдать, жить добродетельно или предаваться порокам и страстям, мучиться или быть счастливыми.

Картина «Впотьмах» является частью многосерийного кинопроекта «Куприн», поставленного несколькими режиссерами в 2013-2014 году по мотивам разных произведений писателя. Другие три фильма были сняты по повестям «Поединок», «Яма» и «Олеся».

Сквозным персонажем всех киноновелл сериала стал сам Александр Куприн в исполнении Михаила Пореченкова. Интрига проекта завязалась уже на этапе его идеи, поскольку кино-Куприну предстояло решить сложную двойную задачу. Являясь по факту автором и вершителем судеб своих героев, в кино ему нельзя было выходить из роли внимательного наблюдателя, чтобы попытаться остановить надвигающуюся катастрофу.

Переходя по своей драматичности и накалу страстей рамки, в которых обычно удерживался Куприн, фильм Андрея Эшпая поразил своей откровенностью, честностью и глубиной. Все три с половиной часа режиссерской версии фильма в большом зале кинотеатра «Победа» стояла напряженная тишина. Ни один из зрителей не попытался покинуть поле кинобоя, а это на любом из фестивалей говорит о многом. Возможно, остроту добавлял прием, легший в основу фильма, – органичное переплетение в одной киноновелле сюжетных линий нескольких произведений. Помимо истории инженера Аларина – сердцееда и азартного игрока – в сценарии были также использованы рассказы «Корь», «Система», очерк «Люция». В итоге получилась глубокая и страшная авторская интерпретация Куприна.

В фильмографии Андрея Эшпая уже есть несколько экранизаций по серьезным произведениям русской классики. В частности, это кино-версия романа Достоевского «Униженные и оскорбленные» с Настасьей Кински и Никитой Михалковым, сериал «Дети Арбата» по Рыбакову. Многие его фильмы, среди которых те же «Дети Арбата», «Многоточие», «Событие», «Элизиум», стали лауреатами престижных зарубежных и отечественных кинофестивалей. «Гранатовый браслет» Гатчинского фестиваля «Литература и кино» – еще одна «драгоценность» в ларце с режиссерскими наградами.

Фильм «Впотьмах» снимался на московских и петербургских киноплощадках, натурные съемки проходили в Ельце. Режиссеру удалось собрать прекрасный актерский состав: в фильме снимались такие известные актеры, как Елизавета Боярская, Евгений Цыганов, Максим Суханов. Главные призы фестиваля (за лучшую мужскую и женскую роль) достались молодым актерам, сыгравшим в ленте Эшпая, – Марии Смольниковой и Леониду Бичевину. Оба они стали гостями фестиваля.

Исполнитель роли Аларина в фильме «Впотьмах» Леонид Бичевин считается одним из самых талантливых и перспективных молодых актеров. Окончив Щукинское училище, Бичевин был сразу же принят в труппу театра имени Евгения Вахтангова. Востребован он и в кино. За его плечами, в частности, – одна из ролей в фильме А. Балабанова «Груз-200» и главная роль в картине «Морфий» того же режиссера.

Дожидаясь вместе с нами премьеры картины «Впотьмах» на фестивале, Леонид Бичевин поделился своими мыслями по поводу этого события.

– Сегодня я буду смотреть этот фильм впервые, вместе с вами. Я очень волнуюсь, – признался он. – По сравнению с первоисточником сценарий довольно сильно переработан, причем в процессе работы он менялся не раз. Кино рождается, в основном, на монтаже, поэтому не удивлюсь, если это будет нечто совершенно отличное от того, что можно было себе представить во время съемок.

По мнению Леонида Бичевина, творческой команде картины «Впотьмах» удалось передать атмосферу купринских произведений в полной мере.

– «Впотьмах» – это интерьерная история, сильно стилизованная под эпоху конца XIX века, – рассказал он. – Команда, которая работала над фильмом, – художники, операторы, декораторы, реквизиторы – это сумасшедшие люди, очень профессиональные и невероятно увлеченные. Андрей Эшпай – режиссер, которому можно полностью довериться. Он очень внимательно и грамотно работает с актерами, позволяя им импровизировать. Плюс ко всему – замечательная музыка к фильму, которую написал отец режиссера, композитор Андрей Эшпай-старший. Мне кажется, было сделано все для того, чтобы создать нужную атмосферу и дать возможность погрузиться в нее зрителю. Я надеюсь, у нас это получилось.

– Для нас очень важно, что именно в Гатчине будет показана авторская версия этого фильма, – сказал перед показом своей картины Андрей Эшпай. – Я знаю, что в этом городе Куприна любят и относятся к нему особенно трепетно. Для меня этот фильм – счастливый случай, потому что мне удалось поработать с прекрасным оператором Сергеем Юриздицким, замечательными актерами. И, конечно же, материал… Когда ты вступаешь в диалог с таким материалом, ты словно купаешься в золоте – в смысле как духовного общения, так и возможности приобщиться к тайнам книги и выразить их в актерской игре.

– В процессе съемок фильма мы пережили массу приключений и испытаний, – рассказал Андрей Эшпай. – Но важнее всего было наше единение в попытках проникнуть в мир писателя. Экранизация – это всегда диалог с автором…

Юлия ЛЫСАНЮК

Фото Владислава ТОЛЧИНА